Дорога к храму
(История метода и курса)
Работа в области единства тела, души и духа (связи тела и слова) началось давно и шла параллельно с поиском смысла жизни, истины. Философия, педагогика, телесно-ориентированная психология и ( арт - сказко-терапия, методы М.Фельденкрайза, А. Лоуэна и др.), сравнение телесных практик в разных духовных культурах, встреча с Натали Дроэн на ее семинарах " Сакральная архитектура тела".
Натали Дроэн - француженка русского происхождения. Родители ее из старинных русских, литовских и украинских родов: отец из Трубецких, мать - из Антоновичей. Этой женщине сейчас за 80, она мать семерых детей и опыт ее жизни, и сам ее облик наглядно демонстрирует ту идею, которую Натали любит повторять: " Нет старости - есть высокий возраст. Возрастание, выравнивание и духом и телом должно быть каждый день и час".
Я глубоко признательна ей за импульс в направлении этого исследования телесности в православной традиции, за ее вдохновение и понимание, что истинная культура тела может быть понята только через библейское откровение, через единство Слова и Тела, образа Божьего и телесного храма выстроенного по вертикали, в единстве с осознанным, молитвенным дыханием.
Но радикальное переосмысление и становление предлагаемого здесь подхода произошло после прихода в православную Церковь - покаяния и воцерковления. Здесь мне открылся весь грандиозный мир Православной традиции и, как следствие, стала понятна онтология тела в разных духовных традициях. Тогда весь прежний опыт моих поисков переосмыслялся в свете Евангельском.
Но, тогда и появились, на данной момент непреодолимые, расхождения, с Натали Дроэн. В первую очередь это касается самой возможности такой постановки дела, как создание авторской школы с теми названиями, которые предлагает Натали: "Сакральная архитектура тела" и "Метафизиология", опирающиеся не только на библейское понимание тела, но и на каббалу, пусть только в части схемы древа сфирот, сакральности чисел и букв, которые, по мнению Н. Дроэн, способствуют более глубокому пониманию Библии. Я думаю, что для вмещения откровения Божьего (Библии) мы нуждаемся в доверии домостроительству Господнему и в наших усилиях по стяжанию Духа Святого - Духа Истины, который вразумит нас на понимание Библии, как доселе просвещал святых нашей Церкви. В примере их жизни и их трудах можно найти все пояснения к трудным для нас вопросам относительно Св. Писания, нашей духовной практики и повседневных проблем.
Мне представляется, что речь должна идти не о создании чего-то нового, а, в первую очередь, о реконструкции и переосмыслении того, что уже было в православной аскетике и культуре, и что может быть творчески переосмыслено и развито в соответствии с нуждами нашего времени. Это очень похоже на споры вокруг нужности такого направления, как православная психология и ее возможностей. Сама по себе современная психология, в том числе и телесно-ориентированная, дает инструменты, но не открывает понимание смысла жизни, так с изучением и душевного и телесного вне православия - нет истинного постижения тайны и предназначения человека и его тела.
Все необходимое для осознания основ и главных подходов в развитии любого вида православной культуры есть в св. Писании, св. Предании, наследии святых отцов. И вот стали " вдруг" открываться, осмысливаться ( в Библии, в богослужении, в сочинениях святых отцов и в бытовой культуре православной Руси) забытые или не всегда понятные современному человеку, выросшему в атеистической или современной эклектической культуре, традиционные телесные метафоры-образы, правила, практики, которые и составляют культуру воспитания телесности православного человека. ( См. например: " О благоговейных внешних формах" " О пеленании", " Хороший тон. О манере себя держать" )
Стали раскрываться те места в Писании, где Дух Святой через обыденное, телесное, материальное открывает нам метафорическим (символическим) языком духовный смысл названий частей тела человека и животных, образы повседневной семейной и бытовой жизни, одежды, священнических облачений, болезней... Весь текст Библии можно и нужно понимать и буквально, и аллегорически, и анагогически ( уровень духовного, букв.- "возводящего ввысь") т.к. таково наше сознание. Оно обусловлено буквальным, историческим опытом, но устремлено за его пределы - к источнику всякой вещи, опыта, явления, к первообразам и логосам. Но Бог избрал для общения с человеком язык повседневных образов, чтобы быть понятнее все людям - молодым, старым, образованным и не очень...
Предлагаемые здесь материалы и наработки - есть результат работы по переосмыслению того, что нам дано в православной церковной и утраченной культуре повседневной жизни (по "известным причинам"). И сейчас оказывается востребованным заново для решения тех антропологических проблем, которые эти " известные причины" породили.