Хороший тон. О манере держать себя

(глава из книги «Хороший тон: Сборник правил и советов на все случаи жизни, общественной и семейной» 1881   года издания.)

Сумма качеств, которых выдают благовоспитанного человека, обозна­чаются выражением: «хорошо держать себя». «Она хорошо или дурно себя держит» - есть выражение, соответствующее мнению, что она - благовоспитанная, образованная личность, достойный член хорошего общества, знакомство с которым нравится и которого ищут,   или наоборот. Понятно, само собою, что нравственные качества человека имеют большое влияние на манеру, привычку держать себя. Особа, склонная к дурным нравам, или даже к пороку, редко будет уметь хорошо держать себя, и неприятные положения и погрешности против хорошего тона неизбежны. Умственное развитие в этом случае мало, или даже ничего не значит.

Хорошая манера держать себя есть боль­шею частью последствие наблюдений и подражание, привычка самообладания и сдержанности. Хотя воспитание и должно стремиться к тому, чтобы все формы хорошего тона прививались так, чтобы, действуя одна на другую, они производили бы то, что мы на­вали гармоническим впечатлением, но оно не в состоянии одно, без помощи общества, дать безупречную манеру держать себя. Она приобретается уже в обществе, путем практики, но дается легче тем, которые с детства приучены действовать всегда согласно с хорошим тоном. Манера хорошо держать себя придает миловидность, приобретает расположение и отличие. Путь к этому вовсе не труден, следует только наблюдать за собою и за другими. Сравнение скоро покажет, чего недостает, что нужно изменить, что улучшить, и строгая последовательность, строгое приведение в исполнение этих наблюдений и стремления к лучшему скоро сделают хорошую манеру держать себя второю натурою.

Нельзя иметь свободы в движениях, согласной с хорошим тоном, если в домаш­нем быту позволяют себе держать себя невежливо, нелюбезно и несдержанно. Хорошие манеры должны войти в плоть и кровь, и тогда они значительно способствуют увеличению комфорта и счастья в доме и избавляют от застенчивости и неловкости в обществе. Чем чаще посещаем хорошее общество, чем чаще в нем бываем, тем скорее удается достигнуть желаемой цели. Женщина всегда более способна и доступна внешней полировке, нежели мужчина, и легко подражает тону и манерам людей, с которыми сходится.

Сказать, в чем собственно заключается хорошая манера держать себя, почти не­возможно, гораздо легче перечислить, хотя не все, но некоторые мелочи, которые, по­ложительно, должны быть изгнаны из хорошего общества.

Дамы и молодые девушки должны наблюдать, чтобы сидя, туловище их имело пря­мое, свободное положение. Они не могут позволить себе откидываться или облокачиваться на спинку стула, поза, дозволенная только личностям преклонных лет, когда человек требует известной опоры. Также, сидя на стуле, качать его, перекладывать ногу на ногу, к сожалению, довольно распространенная привычка, ее не смеет позволить себе ни одна молодая особа. Это не только не красиво, не только дает корпусу кривое направление, но дама, сама того не замечая, может иметь позу, вовсе несовместную с понятием о приличии. Кроме того, подобная поза препятствует свободному движению проходящих. Даже в самом интимном кружке молодые особы должны стараться держаться прямо и избегать резких движений. Никогда не годится болтать ногами, барабанить по столу, шептаться, взглядывая по временам на кого-либо из присутствующих, что легко может внушить подозрение, что говорит что-нибудь нехорошее, не могущее быть сказано во всеуслышание.

Перечень всех этих мелочей можно бы было довести до бесконечности, но мы тут остановимся и напоминаем, какую важную роль в этом случае играет воспитание; но и отказаться от дурных привычек не трудно, если внимательно присматриваться к обществу и подмечать все те обычаи и формы внешней вежливости и приличия, которыми обусловливаются взаимные отношения. Бесцеремонного отношения должно вообще избегать, потому что оно всегда ведет к нарушению хорошего тона.

Дамам не следует забывать, что их манера держать себя имеет большое влия ние на мужчин, и если эти последние позволяют себе в их присутствии лишнее слово, или неуместное движение, то большею частью в этом виноваты они сами. Они не сумели   вовремя, с верным тактом удалить самый легкий намек и в самом начале с кор­ нем вырвать неприличную выходку, - им нечего тогда удивляться, если в их при­сутствии, как бы и м это не было неприятно, будет господствовать свободный тон. Мужчина очень и очень склонен сбрасывать с себя все стесняющие его оковы, и, как вообще все дурное, он скоро ус­ваивает себе и вольные манеры, и свободный тон. В подобные минуты всякая истинная женщина чувствует себя неловко, и поэтому было бы желательно, чтобы каждая мать, сестра, вообще старшая родственница всегда останавливали молодых людей и в интимном кружке от слишком сво­бодных жестов и разговоров. И хотя сначала оно поведет к некоторым недо­разумениям, даже маленьким неприятно­стям, но они могут быть уверены, что, впоследствии, их   советы будут оценены. Как часто карьера молодого человека бывает испорчена из-за лишнего, необдуманного слова вследствие неуместного разговора или движения! В манерах моло­дого человека всегда сказывается обстановка, в которой он вырос, и дело женщины - не дозволять ему принимать привычек окружающей его среды, а незаметно заставить его держать себя в ее присутствии так, как того требуют светские приличия, нравственность и хороший тон.

Всякая женщина должна в отдельности стараться выказывать свое благотворное влияние на мужчину. Человек, не поддаю­щийся ему и переступающий поставленные границы, встречается очень редко, большею же частью известная сдержанность не позволяет ему заходить за пределы, поставленные приличиями и хорошим тоном.

Сдержанность в разговоре всегда хорошо действует   на мужчин, и она не только их не оскорбляет или не обижает, напротив того, уважение к подобной женщине все будет расти и увеличиваться, а от уважения к поклонению - один шаг.

Ничто так благотворно не действует на развитие юноши, ничто не дает ему той не­обходимой оконченности, как знакомство с добродетельными и высоконравственными   женщинами. Мысль эта в высшей степени справедлива, верна, и действительно моло­дой человек не может иметь для себя лучшего примера для хороших манер, как хорошие манеры благовоспитанной, образо­ванной женщины, влияние которой блестящим образом дает себя чувствовать в том случае, если молодому человеку недостает уверенности и привычки вращаться в хорошем обществе.

          

Но было бы большой ошибкой думать, что соблюдение хороших манер требуется только в обществе, а в интимном же кружке можно ими пренебрегать. Это вовсе не так.   И между мужем и женой, братом и сестрой, дядей и племянницей и при других родственных степенях всегда следует наблюдать за пределами близких отношений, за границами которых ставить обоюдное уважение.

Скромность и сдержанность с одной стороны, вежливость и почтительная внимательность - с другой, должны господствовать тут так же, как и в   отношениях с чужими.

Также не следует забывать, что между мужчиной и женщиной, в каких бы близких родственных отношениях они ни на­ходились, не может существовать дружбы, т. е. дружбы такой, какая бывает у мужчины с мужчиной, или у женщины с   женщиной, которая может многое позволить себе, вовсе не нарушая приличий и хорошего тона. Но и между друзьями не следует упускать из виду приличий, надо обращать внимание как   на их, так и на свою манеру держать себя. Если же мы приходим к убеждению, что знакомые наши иначе себя держат и ведут, чем бы следовало, то лучше прекратить с подобными личностями всякое знакомство, чем подвергать себя могущим быть неприятностям.

«Хороший тон: Сборник правил и советов на все случаи жизни, общественной и семейной».- М.: Со­ветский писатель, 1991, репринтное изд. С.-Петербург. Издание Германа Гоппе, 1881 г .


Комментарий автора сайта

"Форма и содержание..."

     "Дух творит себе формы", поэтому наблюдая за формой своих внешних проявлений ( манер) мы можем отслеживать и свое внутренне содержание, а другого пути нет, потому и апостол пишет: " все должно быть благопристойно и чинно" (1 Кор. 14:20-40]
    Хорошие манеры для православного - это не дрессировка, а самособирание себя "разбросанного" ( сказано: есть время разбрасывать камни и есть время собирать). Это сознательный, я бы даже сказала бытовой, повседневный аскетизм и выбор образа поведения в зависимости от образа мыслей и отношений к Богу и миру. Если мы всегда должны жить во Христе, в Его присутствии, в молитвенном состоянии, то наше тело будет храмом, а храмы даже внешние ( рукотворные ) мы всегда стремимся всячески благоустроить, чтобы они радовали нас, напоминая Царстве Небесном.
      Так неужели наши поруганные прежним неверием и грехами телесные храмы не надо возродить с благодатной помощью Божьей?
     Ведь теперь у нас такой пример во всем - воплощенный Господь! Можете вы Его представить - с небрежностью, распоясанностью во внешних проявлениях? Не зря с Ветхого Завета Бог призывает " препоясать чресла".    
    Сам Господь препоясан на всех иконах, потому что без этого нет последующего развития и понимания - как препоясать чресла ума.
    Вдумайтесь : почему на богослужении звучит призыв: " Премудрость! Прости ( ударение на "о")!"? .
    Большинство !!!!! прихожан , увы , не знают значения этого призыва, а значит и не знают, что же в этот момент одни ОБЯЗАНЫ сделать, как члены единого Тела Христова, без чего не внять Премудрость божественного Слова.

Hosted by uCoz