"Остановленное падение" или сенсорно-моторная амнезия.
С детства у меня был вопрос о том, почему одни люди, старея, "теряют форму" и духовную и телесную (осанку), как бы " вянут", а другие, усыхая, все же остаются в " форме" - и физической, и творческой, и духовной.
Относительно нашей падшей природы можно сказать и так: одним удается достичь непадательного состояния, обретя в Боге опору:"Прильпе душа моя по Тебе" (Пс. 62, 9); а другие все больше вовлекаются в притяжение страстей, которые тянут нас долу: " Прильпе земли душа моя" ( Пс.118,25).
Тоже можно видеть в мире цветов - одни вянут и осыпаются, другие, и
засыхая, могут украшать собою мир.
Геронтологи определяют факт сохранения активной деятельности да самой смерти как " успешное старение". Не будем касаться внешних (благоприятных или неблагоприятных) условий жизни. Что же может сам человек " изнутри" делать, чтобы избежать лишних возрастных потерь?
Ученые установили, что все переживания откладывают на душе и теле свой отпечаток. Г. Селье, эту связь тела и души определил как понятие " соматика" и установил, что психологические факторы также важны для здоровья, как и физические. С точки зрения "соматики" важно, как мы "видим" тело изнутри, это опыт "внутрь пребывания", вниманием и чувством и умом. И в этом аспекте тело и душа воспринимаются более целостно, чем при "вне-пребывании". Наши чувствительно- двигательные системы реагируют на стрессы и травмы посредством мышечных рефлексов, вызывая их бессознательное сокращение. Поскольку внимание приковано чаще к боли, а не к источнику ее, то человек лечит симптом, устраняет последствия, не зная источника. Так и возникает потеря памяти на движение до травмы (болезни), человек привыкает к скованности, ограничению движения. Это явление получило название " Сенсорно- моторная амнезия", (СМА), которая не имеет отношения к возрасту и может возникнуть в любом возрасте. Поскольку сенсор-номоторная амнезия - приобретенный, реактивный процесс, то от него можно осознанно освободиться через понимание его природы, обнаружение конкретного проявления у данного человека и переучивание (отучивание) от него, как от плохой привычки.
Сенсорно-моторная амнезия не может быть устранена никакими другими традиционными, медицинскими способами. Этот вид патологии требует не лечения, а обучения. И здесь эффективность зависит не только от технических знаний и умения преподавателя (инструктора), но и от той антропологии на которую он опирается. особенно это переобучение актуально в наш век "антропологической катастрофы".
Проанализировав разные телесные подходы к переобучению тела, я убедилась, что, споря меж собой о большей или меньшей практической эффективности и обоснованности с физиологической стороны, все они фрагментарны, и не открывают главный потенциал этого направления телесной культуры, т.к. в них нет онтологической основы - ОБРАЗА БОЖЬЕГО и промысла Божьего, т.к. только своей волею и знанием человек не способен без побочных последствий помочь себе и другому : "Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать. Но кто любит Бога, тому дано знание от Него" (1-е Ко-ринф. 8, 2-3).
Сотворение по образу и подобию Божию предполагает сопричастность Божественному существу, приобщенность Богу, Его благодати. То, что соответствует в нас образу Божию, есть не часть нашей природы, а наша личность, которая заключает в себе природу. Личность, или человеческая ипостась, объемлет все части этого естественного состава (дух, душа, тело), выражается во всем человеке, который существует в ней и через нее. Личность - это "порода" Образа Божьего, мы по роду Его сотворены и включаем в свой состав природу всего творения.
Тело человека уникально тем, что оно несет в себе память о грехах и о добродетелях, о болезнях и о здоровье. Если на здоровье и добродетели смотреть как на дары Божии, то в синергии с Богом мы обязаны развивать в себе все эти дары, чтобы не закопать в землю, данные нам " таланты". Поэтому, хотя СМА невозможно избежать, в силу изначальной поврежденности нашей пророды и пророды социума, который нас воспитавает "по своему подобию", но нее можно осознанно влиять, используя не только достижения анатомии, физиологии, психологиия, но и образы поданные нам в Св. Писании и предании.
Обучение помогает осмыслить связь между духом и телом, совершенствовать ощущения и сознательное управление не только движением тела, но и души. Пожилым или немощным помогает устранить скованность движений и боль. При следовании основным настроечным образом, сам собой устраняется илишек веса, корректируется осанка, походка, дыхание, пластика и оптимальность повседневных движений.
При обычном осмотре осанки, любое отклонение головы и туловища вперед или назад, в стороны - наглядно указывает на своеобразный феномен - "остановленное падение". Тело оказывается в невыгодном положении для сохранения равновесия - несимметрично распределяется вес тела на тазовый регион и конечности (если встать на двое весов сразу - разница может быть больше пяти килограммов!). Возникает вопрос, почему организм сам не коррегирует нарушения осанки? - потому что (увы!), от той самой слабой мышцы в мозг не поступают импульсы, она ведь не выполняет свою работу по поддержанию веса тела, и организм попросту не знает о том, что "падает", что имеется крен в его сооружении. Слабость несостоятельных мышц ком-пенсируют вспомогательные, не приспособленные для этого мышцы, от их рецепторов в мозг поступает ложная информация о гравитационной нагрузке на организм. Как результат - возникновение цепей перегруженных, а значит болезненных мышц. Вовлеченные в механизм ходьбы, они петлями проходят от конечностей через туловище. Практически по деформациям осанки и индивидуальным особенностям походки опытный глаз может определить, где надо в первую очередь искать патологию.
Вместо того, чтобы тянуть укороченную мышцу, более физиологично повысить тонус ее антагониста, или избавить вспомогательную мышцу от выполнения несвойственной для нее работы, диагностировать дисфункцию внутреннего органа, о которой пациент может не подозревать. Тогда по законам физиологии укороченные мышцы расслабятся рефлекторно, растягивать придется только локальные ее участки. Болят, как правило, компенсаторно перегруженные мышцы, то есть выполняющие работу "за себя и того парня", а виновница всех бед - функционально слабая, вовремя не включающаяся в движение мышца - не работает и не болит. В организме, как и в справедливом обществе, кто не работает, тот не ест, питание лишенной тонуса мышцы ухудшается, она уменьшается в размере.
Очень наглядными являются наблюдения И.П.Павлова при изучении безусловных и условных рефлексов, за открытие которых он был удостоин Нобелевской премии. Собаки после операций на желудке, в который на время эксперимента вшивалась фистула, не могли удерживать передние лапы, они разъезжались у них в стороны, Имело место снижение тонуса больших грудных мышц. Было высказано предположение о связи больших грудных мышц с желудком. В работах других исследователей были выявлены связи широчайшей мышцы спины с поджелудочной железой, малоберцовых мышц - с мочевым пузырем, подлопаточных - с сердечной мышцей и т. д..
При обычном лечении больной играет пассивную роль, подвергаясь воздействию из вне. Как следствие - многие болезненные симптомы не устраняются и объявляются "симптомами старения", " неясного происхождения", или получают диагнозы бурсита, сжатия дисков, токсикоза, невралгии и пр. Тогда как при осознанном активном воздействии самого пациента на свои ощущения и движения, улучшается не только его самочувствие, внешний вид, но самооценка, способность чувствовать и выбирать осознанно способ содержания тела, отношения к нему, постижения самого себя в ЦЕЛОМ, как существа способного к самопознанию и " самосозиданию" с помощью Божьей.
Жить - значит адаптироваться, приобретать опыт, выбирать, познавать, возрастать. И понятие "возраста" не должно давать медицине повода для
" благословения" на списание на него тысяч проблем, которые являются следствием неполноты нашего знания и таинственность промысла Божьего, подавая поводо к ложному смирению: " В вашем возрасте вы не можете себя чувствовать иначе"… .
Христос призывал нас сохранять в себе ребенка, а раннее детство с точки зрения психофизиологии - это в первую очередь - способность к быстрой адаптации, росту, исследованию, перебиранию разных вариантов. Детство - это интерес к новому, пластичность тела и души, способность вновь и вновь повторять новое движение, пока оно не примется как " достижение". Увы, часто это достижение - не самый совершенный вариант, но, так как вокруг может не быть правильного примера или оценки, то оно закрепляется в привычку, которая нами владеет порой всю жизнь. Вдумаемся, ведь часто человек даже не сознает, что у него есть выбор. Получается не он живет, не "к себе и Богу живет", а живет его привычка, используя человека, его жизнь ему же во вред.
Достигнув возраста осознавания, мы можем вернуться в детство и перепробывать" в своем движении то, что в свое время не доисследовали, выбрать теперь самый оптимальный вариант за счет приобретенных знаний и способностей к различению.
Алешина Е.Д.