Предмет - « Православие и культура тела»
(для подростковой или взрослой аудитории)
Тема первого занятия: « ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ»
Цель занятия: гармоничное, всестороннее воспитание целостной личности через приобщение к православному пониманию человеческого тела, как храма Духа Святого.
Задачи урока:
1. знакомство с историей праздника и устройством храма Иерусалимского и православного.
2. исследовать нравственный смысл праздника как для формирования основы православной
культуры тела
3. развивать внимание, потребность и навык к содержанию правильной осанки
Подход к теме: вероучительный и культурологический с опорой на социо-культурный.
Оборудование:
- икона « Введение во Храм»,
- иллюстрация с изображением храма Покрова на Нерли,
- текст пословиц на доске: « Храм не в бревнах, а в ребрах» и « Без Троицы дом не строится»
- анатомическая схема тела человека
- отвесы ( шнурочки длиной 1м, с привязанными гайками на конце)
Ход занятия.
1. Присоединение: Приветствие и поздравление с праздником ( если занятие проходит в дни празднования)
2. Введение в тему и ее развитие.
а) Анализ иконы « Введение во храм Пресвятой Богородицы».
4 декабря – Церковь празднует Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Чудесным образом рожденная от престарелых бездетных родителей Иакима и Анны трехлетняя Мария приведена ими в храм, т.к. они обещали посвятить ребенка Богу. В Иерусалимский храм вели от земли пятнадцать ступеней (по числу степенных псалмов), Иоаким и Анна поставили Богоотроковицу на первой ступени. На прочие же 14 ступеней Она взошла сама, укрепляемая невидимой Божией силой. Такому восхождению, удивились все присутствующие и особенно Первосвященник Захария, и он ввел будущую Богородицу в Святая Святых, куда сам входил туда только раз в год.
Вопрос: Что же произошло? Почему он так поступил? Давайте «прочитаем» смысл этого праздника по иконе.
Доп. вопросы и пояснения: Каково устройство Иерусалимского храма?
- три части : двор ( где стоял народ), святилище ( куда входили только священники), Святая Святых (раз в год сюда входил первосвященник) отделенная завесой.
Что хранилось в Святая святых? – до вавилонского пленения там был ковчег со скрижалями и сосудом с манной.
Почему Богородица на иконе принимает пищу из рук Ангела?- это символ внимания к Духу Святому и Слову Божию, которое есть истинная манна и хлеб небесный.
Когда мы читаем богослужебные тексты, слышим церковные песнопения, то очень много поучительного относится и к нам самим. «Днесь Боговместимый храм Богородица, в храм Господень приводится, и Захариа Сию приемлет; днесь Святая Святых радуются, и лик ангельский таинственно торжествует. С нимиже и мы празднующе днесь, с Гавриилом возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, имеяй велию милость».
Певый вывод:
В храм, созданный людьми, вошел живой храм – будущая Богородица, питаясь небесным хлебом, она приуготовляется к вмещению небесного Хлеба и Храма - Христа. Захария ( есть версия, что это - будущий отец Иоанна Крестителя ?) по внушению Божьему прозрел тогда, что символическое нахождение кивота Завета во Святом Святых прообразует собой постоянное стояние там на молитве Живого Кивота Божия - Пресвятой Марии и поэтому он без всякого сомнения и вопреки ветхозаветному закону ввел сюда Пречистую. А смысл праздника для нас в том, что бы мы все следовали примеру Богородицы, устрояя себя в живой храм, для обожения и принятия небесного Хлеба и Слова – Сына Божьего, через стяжание Духа Святого.
б) Давайте теперь поговорим о нашем телесном храме:
Педагог: Но сначала я попрошу вас нарисовать силуэт (можно раздать заранее распечатанные силуэты) человеческого тела и обозначить на нем все жизненно важные органы: сердце, легкие, диафрагму, печень, почки, желудок. Через пять минут сверим свои картинки с образцом и сделаем выводы.
Видя наше неглубокое знание своего тела, которое Серафим Саровский называл другом и братом, Св. Игнатий Брянчининов говорил: «Братия! обращали ли мы должное внимание на значение нашего тела? Не смотрели ли мы на этот предмет легко и поверхностно, как на предмет, не нуждающийся ни в каком рассматривании? Между тем Бог возвещает нам устами Апостола: Телеса ваша храм живущаго в вас Святаго Духа суть. От земли было взято тело человеческое, но сотворено не для земли. Сотворенное, благоукрашенное Создателем для вечности и вечным.... Первозданное блаженное и бессмертное состояние мы можем созерцать (теперь) только в Божественном Откровении. Мы можем видеть опытное, полное доказательство его в Господе нашем Иисусе Христе и частию в тех избранниках Божиих, которые проявили не только в душах, но и в телах своих силу искупления, дарованного Богочеловеком человечеству. …Посредством чудного таинства Евхаристии наше тело соединяется с телом Самого Христа…. делается телом Богочеловека, кровь его соделывается кровию Богочеловека. Созерцая это величие христиан, Апостол взывает к нам: Телеса ваша удове Христовы суть (1 Кор. 6, 15). Тело Господеви и Господь телу (1 Кор. 6, 13). Облецытеся Господем нашим Иисус Христом, и плоти угодия не творите в похоти (Рим. 13, 14).
Отчего тела наши чужды духовного освящения? ...Оттого, что отяготели сердца наши, прилепились к земле души наши: такое положение духа низводит в дебелость тело, и мы остаемся чуждыми опытного познания, что плоть наша может возрадоваться о Бозе живе (Пс. 83, 3). Соделаем тела наши духовными, небесными!»
А святитель Василий Великий еще раньше писал: «Те, кто плохо применяют это тело и обращают его на служение греху, - готовят себе смерть »
Христианский храм есть всюду, где совершается Евхаристия, он - в телах самих христиан, которые соединены с Телом Христовым и сами стали Телом Христовым через ту же самую Евхаристию. Даже к мертвому телу у христиан другое отношение. «У евреев положить умершаго во дворе храма, значило бы осквернить храм, т.к. смерть была нечиста от Адама, как нечистый плод греха его. Но Христос очистил и освятил смерть Своею пречистою и пресвятою смертию. От Его Богопричастнаго тела, за нас пострадавшаго, от Его Божественныя крови, за нас излиянныя, простерлась очистительная сила на все человечество, преимущественно же на тех, которые приобщены к таинственному телу Его, чрез таинство святаго Крещения и святыя Евхаристии. Посему для нас, Христиане, смерть может быть также чиста, как жизнь; и умершие, наравне с живыми, могут принадлежать храму Господню; потому что, наравне с живыми, принадлежат Господу. Никтоже бо нас, по учению Апостола, себе живет, и никтоже себе умирает. Аще бо живем, Господеви живем: аще же умираем, Господеви умираем. Аще убо живем, аще умираем, Господни есмы (Рим. XIV. 7. 8).» (Святитель Филарет (Дроздов))
Православный человек не ставит вопрос: « я есть мое тело» или «у меня есть тело»? Что есть здоровье, красота? но он, умерший для всего ветхого погружением воды крещения и воскресший Воскрешением Тела Христова говорит: « Кто есть тело, Здоровье и Красота», потому что все это теперь – Божье, все есть Христос.
Подобно тому, как Ной спасал себя и свой род в бурных волнах потопа, находясь в ковчеге, так Церковь, словно корабль, спасает верующих от греховного потопа.
Так же мы можем спасаться только, пока у нас не отнят ковчег нашего тела, который, так же как и скиния, и храм имеет трехчастное деление, соответствующее:
1. трехчастному делению всего сущего (области Триединого Бога, небесной и земной областям бытия);
2. Человеческой природе в более полном ее понимании, как состоящей из духа, души и тела;
Трехстепенному составу земной Церкви Христовой (оглашенные, крещенные, святые)
Такая связь символики храма с глубиной догматического вероучения Православной Церкви свидетельствует, что премудрость церковного устройства есть следствие того, что это - богочеловеческое творчество, как и все духоносное творчество в Церкви. В отличии от иудейского Храма христиане все входят в него, а священник входит в Святая Святых – алтарь каждый день.
Как же, входя в рукотворные храмы, не забыть о нерукотворном храме телесном, ведь, если в теле храм не собран, то нет полноты молитвы, т.к. Господа надо прославлять « и в телах ваших» ( 1. Кор.6,20)?
В народе есть две удивительные поговорки, отражающие глубокое понимание устроения тела, как храма: (вы видите их на доске) « Храм - не в бревнах, а - в ребрах», действительно первые христиане не имели храмов, а для совместной литургии использовались гробы (т.е. ТЕЛА- храмы) мученников, но и сами были живыми и странствующими храмами, как скиния была движущимся храмом для иудеев в пустыне. А другая поговорка: « Без Троицы дом не строится» перекликается с псалмом: "АЩЕ НЕ ГОСПОДЬ СОЗИЖДЕТ ДОМ, ВСУЕ ТРУДИШАСЯ ЗИЖДУЩИИ " (Пc. 126, 1). Значит дом, храм, тело можно правильно выстроить только с Божьей помощью.
Вопрос: Как же Господь помогает нам?
Ответ: Само устроение, образ нам подается в Откровении о б устроении ковчега, скинии, храма, готовя нас к свершению Боговоплощения, когда сам Господь являет нам нерукотворный Храм Своего Тела.
Вопрос: замечали ли вы, что о храмах говорят: «стоит, поставлен, воздвигнут», и человек в наших храмах предстоит перед Богом?
«Стойте – и увидите спасение Господне» ( Исх.14,13). Т.е. и тело и храм организованы в пространстве земного тяготения так, чтобы СТОЯТЬ и сохранять устойчивость вокруг вертикальной оси в своем стремлении от земли к небу. Деву Марию также сравнивают с лествицей, горой. Авраам и Моисей, чтобы общаться Богом также ВОСходили на гору - все это символ усилия восхождения, роста, к чему и был призван человек при сотворении. На церковно- славянском это звучит так « Растите и множитеся» в отличии от современного перевода: « Плодитесь и размножайтесь»
Вопрос: Часто мы слышим фразу - станьте прямо! Для чего это нужно? Покажите как вы это делаете? Почему это так по- разному выглядит у разных людей? Где ее слышите и от кого?
Ответ: Кроме всего названного вы ее слышите на каждой литургии от священника в возгласе: « Премудрость, прости» - где Премудрость есть Слово Божие, а «прости» на церковно-славянском языке означает: « Стойте прямо, просто», это необходимое условие, которое собирает и тело и душу для внимания, вникания в Премудрость.
Вопрос: Что бы поставить, что-то вертикально нужно специальное приспособление. особенно оно необходимо строителю для выстраивания стен от фундамента до купола? Как оно называется и выглядит?
Ответ: отвес.
Педагог: Слово « Отвес» на греческом значит « вертикаль». Отвес только указывает, задает нам верное направление роста, строительства в направлении от земли к небу, отвес « работает» по силовой линии гравиитации, но чтобы ее указать, нужно чтобы кто-то его установил на некоем расстоянии над землей. В Библии это делает сам Господь: «Господь стоял на отвесной стене и в руке его свинцовый отвес.. вот положу отвес среди народа Моего, Израиля» ( Ам.7.7-8). Кроме того, Господь шел перед евреями в пустыне в виде огненного столпа. Образ столпа в Библии сопровождает все домостроительство Божие и сравнивается с Домом Божиим , Церковью и утверждением истины ( 1 Тим. 3,15).
Господь подает нам образ и духовного и материального строительства и возрастания. Свинцовый отвес в Его руке - символ невидимого руководящего закона пронизывающего и организующего жизнь Вселенной и земли.
в) Практическая часть.
Демонстрирование отвеса и его применения на примерах окружающего пространства. На схеме человеческого тела видно как должна проходить вертикаль, как собрано тело вокруг этой оси.
- Я покажу на одном человеке его отклонение по отвесу. Теперь станем попарно, держа отвес сбоку от партнера так чтобы проверить, куда сильнее отклонено тело – вперед или назад, стоя перед ним, проверим отклонение вправо-влево.
г) Подведение итогов занятия:
«И вероятно нам очень надо подумать и о Ней( Богородице), как о храме... вместившем , невместимого Бога! — и о наших маленьких храмах телесных, оскверненных подобно тому, как были осквернены храмы у нас в стране. Господи, даруй нам, чтоб наши телеса стали храмом Духа Святаго» (Протоирей Глеб Каледа .)
Итак, мы знаем теперь, что надо беречь свой телесный храм и правильно его выстраивать, но мы знаем, что как рукотворный храм не выстроить за один день, надо многое знать, приготовить по отдельности, проверить, также и свой храм в момент не перестроить, тем более, что мы его строим не на пустом месте, а воссотворяем его на месте запустения, где много дебелости, болезненных или приятных привычек, которые увлекают тело в падение, искажение. Не зря врачи называют осанку «остановленным падением», которое каждый из нас, учась в детстве стоять и ходить, остановил падение тела- как пришлось, подражая окружавшим людям. Поэтому на следующих занятиях мы продолжим « вникать в себя и в Писание», что бы понять и практически ВОПЛОТИТЬ, ОТЕЛЕСИТЬ смысл слов Библии « Телеса ваши – Храм Духа Святаго» на всех уровнях: и нравственном и телесном. С помощью Библии узнаем законы, вложенные в нашем чреве: « Закон твой посреди чрева моего». Узнаем духовное и физическое значение знакомых и незнакомых телесных образов, которыми полна Библия: чресла, которые Господь призывает препоясать; лядвия которые у нас «наполнены поруганием», стопы ( и почему именно их омывает своим ученикам Христос) ; мышцы, которые «как медные луки», почки, руки, колена и многое другое, что Господь премудростью сотворил и подал нам для нашего духовного роста и здравия, но такиже и телесного...
Литература:
1. Библия
2. Святитель Филарет (Дроздов) Слово по освящении храма на кладбище, 1831 г.