Предмет - « Православие и культура тела» 
(для  подростковой или взрослой  аудитории)

  Тема первого  занятия: « ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ»


Цель занятия:  гармоничное,  всестороннее воспитание целостной личности  через приобщение к православному пониманию человеческого тела, как храма Духа Святого.

Задачи урока:

1. знакомство с историей  праздника и устройством храма  Иерусалимского и православного.

2. исследовать нравственный смысл праздника  как для формирования основы православной
    культуры тела

3. развивать внимание, потребность  и навык к содержанию правильной осанки

Подход к теме:   вероучительный и  культурологический с опорой на социо-культурный.

Оборудование:

- икона « Введение во Храм», 

- иллюстрация  с изображением храма Покрова на Нерли,

-  текст пословиц на доске: « Храм не в бревнах, а в ребрах» и « Без Троицы дом не строится»  

-  анатомическая схема тела человека

-  отвесы (  шнурочки длиной  1м,  с  привязанными гайками на конце)

Ход  занятия.

1. Присоединение:  Приветствие и поздравление с праздником ( если занятие проходит в дни празднования)

2. Введение в тему и ее развитие.

       а)  Анализ иконы « Введение во храм Пресвятой Богородицы».

4 декабря –  Церковь празднует Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.  Чудесным образом рожденная от престарелых бездетных родителей Иакима и Анны трехлетняя Мария приведена ими в храм, т.к. они обещали посвятить ребенка Богу. В Иерусалимский храм вели от  земли пятнадцать ступеней (по числу степенных псалмов),  Иоаким и Анна поставили Богоотроковицу на первой ступени. На прочие же 14 ступеней Она взошла сама, укрепляемая невидимой Божией силой. Такому восхождению, удивились все присутствующие и особенно Первосвященник Захария, и он ввел  будущую Богородицу в Святая Святых, куда  сам входил туда только раз в год.

Вопрос:  Что же произошло? Почему он так поступил? Давайте  «прочитаем» смысл этого праздника по иконе.

Доп. вопросы и пояснения: Каково устройство  Иерусалимского храма?

- три части : двор ( где стоял народ), святилище ( куда входили только  священники), Святая Святых  (раз в год сюда входил первосвященник) отделенная завесой.

Что  хранилось  в Святая святых? – до вавилонского пленения там был ковчег со скрижалями и сосудом с  манной.

Почему Богородица  на иконе принимает пищу из рук Ангела?- это символ внимания к Духу Святому и Слову Божию, которое есть истинная манна и хлеб небесный.

Когда мы читаем богослужебные тексты, слышим церковные песнопения, то очень много поучительного относится и к нам самим. «Днесь Боговместимый храм Богородица, в храм Господень приводится, и Захариа Сию приемлет; днесь Святая Святых радуются, и лик ангельский таинственно торжествует. С нимиже и мы празднующе днесь, с Гавриилом возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, имеяй  велию милость».

Певый вывод:

В храм, созданный людьми, вошел живой храм – будущая Богородица, питаясь небесным хлебом, она приуготовляется к вмещению  небесного Хлеба и Храма  - Христа. Захария (  есть версия, что это - будущий отец Иоанна Крестителя ?) по внушению Божьему прозрел тогда, что символическое нахождение кивота Завета во Святом Святых  прообразует  собой постоянное стояние там на молитве Живого Кивота Божия - Пресвятой Марии и поэтому он без всякого сомнения и вопреки  ветхозаветному закону ввел сюда Пречистую.  А смысл праздника для нас в том, что бы мы все  следовали примеру Богородицы, устрояя себя в живой храм, для обожения и принятия  небесного Хлеба  и Слова – Сына Божьего, через стяжание Духа Святого.


                       б)  Давайте   теперь поговорим о  нашем телесном храме:


      Педагог:   Но сначала я попрошу вас нарисовать силуэт (можно раздать заранее распечатанные силуэты) человеческого тела и обозначить на нем все жизненно важные органы: сердце, легкие, диафрагму, печень, почки, желудок. Через пять минут сверим свои картинки с образцом и сделаем выводы.

       Видя наше неглубокое знание своего тела, которое Серафим Саровский называл другом и братом,  Св. Игнатий Брянчининов говорил: «Братия! обращали ли мы должное внимание на значение нашего тела? Не смотрели ли мы на этот предмет легко и поверхностно, как на предмет, не нуждающийся ни в каком рассматривании? Между тем Бог возвещает нам устами Апостола: Телеса ваша храм живущаго в вас Святаго Духа суть. От земли было взято тело человеческое, но сотворено не для земли. Сотворенное, благоукрашенное Создателем для вечности и вечным.... Первозданное блаженное и бессмертное состояние мы можем созерцать (теперь) только в Божественном Откровении. Мы можем видеть опытное, полное доказательство его в Господе нашем Иисусе Христе и частию в тех избранниках Божиих, которые проявили не только в душах, но и в телах своих силу искупления, дарованного Богочеловеком человечеству. …Посредством чудного таинства Евхаристии наше тело соединяется с телом Самого Христа…. делается телом Богочеловека, кровь его соделывается кровию Богочеловека. Созерцая это величие христиан, Апостол взывает к нам: Телеса ваша удове Христовы суть (1 Кор. 6, 15). Тело Господеви и Господь телу (1 Кор. 6, 13). Облецытеся Господем нашим Иисус Христом, и плоти угодия не творите в похоти (Рим. 13, 14).

Отчего тела наши чужды духовного освящения? ...Оттого, что отяготели сердца наши, прилепились к земле души наши: такое положение духа низводит в дебелость тело, и мы остаемся чуждыми опытного познания, что плоть наша может возрадоваться о Бозе живе (Пс. 83, 3). Соделаем тела наши духовными, небесными

         А святитель  Василий Великий еще раньше писал: «Те, кто плохо применяют это тело и обращают его на служение греху, - готовят себе смерть »

        Христианский храм есть всюду, где совершается Евхаристия, он - в телах самих христиан, которые соединены с Телом Христовым и сами стали Телом Христовым через ту же самую Евхаристию. Даже к мертвому телу у христиан другое отношение.  «У евреев положить умершаго во дворе храма, значило бы осквернить храм, т.к. смерть  была нечиста от Адама, как нечистый плод греха его. Но Христос очистил и освятил смерть Своею пречистою и пресвятою смертию. От Его Богопричастнаго тела, за нас пострадавшаго, от Его Божественныя крови, за нас излиянныя, простерлась очистительная сила на все человечество, преимущественно же на тех, которые приобщены к таинственному телу Его, чрез таинство святаго Крещения и святыя Евхаристии. Посему для нас, Христиане, смерть может быть также чиста, как жизнь; и умершие, наравне с живыми, могут принадлежать храму Господню; потому что, наравне с живыми, принадлежат Господу. Никтоже бо нас, по учению Апостола, себе живет, и никтоже себе умирает. Аще бо живем, Господеви живем: аще же умираем, Господеви умираем. Аще убо живем, аще умираем, Господни есмы (Рим. XIV. 7. 8).» (Святитель Филарет (Дроздов))           

         Православный человек  не ставит вопрос: « я  есть  мое тело» или «у меня есть тело»? Что есть здоровье, красота? но  он, умерший для  всего ветхого погружением  воды крещения и воскресший  Воскрешением  Тела  Христова  говорит: « Кто есть тело, Здоровье  и Красота», потому что все это теперь  – Божье, все есть Христос.

        Подобно тому, как Ной спасал себя и свой род в бурных волнах потопа, находясь в ковчеге, так Церковь, словно корабль, спасает верующих от греховного потопа. 

         Так же мы можем спасаться только,  пока у нас не отнят ковчег нашего тела, который, так же как и скиния, и храм имеет трехчастное деление, соответствующее:

1.     трехчастному делению всего сущего (области Триединого Бога, небесной и земной областям бытия);

2.     Человеческой природе в более полном ее понимании, как состоящей из духа, души и тела;

Трехстепенному составу земной Церкви Христовой (оглашенные, крещенные, святые)

     Такая  связь символики храма с глубиной догматического вероучения Православной Церкви свидетельствует, что премудрость церковного устройства есть следствие того, что это - богочеловеческое творчество, как и все духоносное творчество в Церкви.  В отличии от иудейского Храма христиане все входят  в него, а священник входит в Святая Святых – алтарь каждый день.

           Как же, входя в рукотворные храмы, не забыть о нерукотворном храме телесном, ведь, если  в теле храм не собран, то нет полноты  молитвы, т.к. Господа надо прославлять « и в телах ваших» ( 1. Кор.6,20)?

           В народе есть  две удивительные поговорки, отражающие глубокое понимание устроения тела, как храма: (вы видите их на доске) «  Храм - не в бревнах, а - в ребрах», действительно первые христиане не имели храмов, а для совместной литургии использовались гробы (т.е. ТЕЛА- храмы) мученников, но и сами были живыми и странствующими храмами, как скиния была движущимся храмом для иудеев в пустыне. А другая поговорка: « Без Троицы дом не строится» перекликается с псалмом: "АЩЕ НЕ ГОСПОДЬ СОЗИЖДЕТ ДОМ, ВСУЕ ТРУДИШАСЯ ЗИЖДУЩИИ " (Пc. 126, 1).  Значит   дом,  храм, тело   можно правильно  выстроить  только  с Божьей помощью.


Вопрос:  Как же  Господь помогает нам?

Ответ: Само устроение,  образ нам подается в Откровении о б устроении ковчега, скинии, храма, готовя нас к свершению Боговоплощения, когда сам Господь являет нам нерукотворный Храм Своего Тела. 

Вопрос: замечали ли вы, что  о  храмах говорят:  «стоит, поставлен, воздвигнут», и человек в наших храмах предстоит  перед Богом?

«Стойте – и увидите спасение Господне» ( Исх.14,13). Т.е.  и тело и храм организованы в пространстве земного тяготения так, чтобы  СТОЯТЬ и сохранять устойчивость вокруг вертикальной оси в своем стремлении от земли к небу. Деву Марию  также сравнивают с лествицей, горой. Авраам и  Моисей, чтобы общаться Богом   также ВОСходили на гору -  все это символ усилия восхождения, роста, к чему и был призван человек при сотворении. На церковно- славянском это звучит так « Растите и множитеся» в отличии от современного перевода: « Плодитесь и размножайтесь»

Вопрос: Часто мы слышим фразу - станьте прямо! Для чего это нужно? Покажите как вы это делаете? Почему это так по- разному выглядит у разных людей?  Где ее слышите  и  от кого?

Ответ:  Кроме  всего названного вы ее слышите на каждой литургии от священника в возгласе: « Премудрость, прости» - где Премудрость есть Слово Божие, а «прости» на церковно-славянском  языке означает: « Стойте прямо, просто», это необходимое  условие, которое собирает и тело и  душу  для внимания, вникания в Премудрость.

Вопрос: Что бы поставить, что-то вертикально  нужно    специальное  приспособление. особенно  оно  необходимо   строителю для выстраивания стен от фундамента до купола?  Как оно называется и выглядит?

Ответ: отвес.

Педагог:  Слово «  Отвес»  на греческом  значит « вертикаль». Отвес только указывает, задает нам верное направление роста, строительства в направлении от земли к небу, отвес « работает» по  силовой линии гравиитации, но чтобы ее указать, нужно чтобы кто-то его установил на некоем расстоянии   над землей. В Библии это делает сам Господь: «Господь стоял на отвесной стене и в руке его свинцовый отвес.. вот положу отвес среди народа Моего, Израиля» ( Ам.7.7-8).  Кроме того,  Господь шел перед евреями в пустыне в виде огненного столпа.  Образ столпа в Библии сопровождает все домостроительство Божие и сравнивается с Домом Божиим , Церковью и утверждением истины ( 1 Тим. 3,15).

       Господь подает нам образ и духовного и материального строительства и возрастания. Свинцовый отвес в Его руке - символ невидимого  руководящего закона  пронизывающего и организующего жизнь Вселенной и земли.

в) Практическая часть.
Демонстрирование отвеса и его применения  на примерах окружающего пространства. На схеме человеческого тела видно как должна проходить вертикаль,  как собрано тело  вокруг этой оси. 

- Я покажу на одном  человеке его отклонение по отвесу. Теперь  станем попарно, держа отвес сбоку от партнера так чтобы проверить,  куда сильнее отклонено тело – вперед  или назад,  стоя перед ним, проверим отклонение вправо-влево.


г) Подведение итогов занятия:

«И вероятно нам очень надо подумать и о Ней( Богородице),  как о храме... вместившем , невместимого Бога! — и о наших маленьких храмах телесных, оскверненных подобно тому, как были осквернены храмы у нас в стране. Господи, даруй нам, чтоб наши телеса стали храмом Духа Святаго» (Протоирей Глеб  Каледа .)

               Итак, мы знаем теперь, что надо беречь свой телесный храм и правильно его выстраивать, но мы  знаем, что как рукотворный храм не выстроить за один день, надо многое знать, приготовить по отдельности, проверить,  также и  свой храм в момент не перестроить, тем более, что мы его строим не на пустом месте, а воссотворяем его на месте запустения, где много дебелости,  болезненных или приятных привычек, которые увлекают тело в падение, искажение. Не зря врачи называют осанку «остановленным падением», которое каждый из нас, учась в детстве стоять и ходить,  остановил падение тела- как пришлось, подражая окружавшим людям.  Поэтому на следующих занятиях мы продолжим « вникать в себя и в Писание», что бы понять  и практически ВОПЛОТИТЬ, ОТЕЛЕСИТЬ смысл слов Библии « Телеса ваши – Храм Духа Святаго»   на всех уровнях: и  нравственном и телесном.   С  помощью Библии узнаем законы, вложенные в нашем чреве: « Закон твой посреди чрева моего». Узнаем  духовное и физическое значение знакомых и незнакомых  телесных образов, которыми полна Библия: чресла, которые Господь  призывает  препоясать;  лядвия которые  у нас «наполнены поруганием», стопы ( и почему именно их омывает своим ученикам Христос) ; мышцы, которые «как медные луки», почки, руки, колена и многое другое, что Господь премудростью сотворил и подал нам для нашего духовного роста и  здравия, но  такиже и телесного...


Литература:

1.  Библия

2. Святитель Филарет (Дроздов) Слово по освящении храма на кладбище, 1831 г.

3.  Протоирей Глеб  Каледа (http://www.pravmir.ru/article_2490.html).








Hosted by uCoz