Ступени и задачи телесного (двигательного) развития и познания.
Ум дан для познания премудрости Творца, для уяснения способа воплощения Его замысла о мире и человеке, чтобы "невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы" (Рим. 1, 20) были. Такое понимание тварного мира и своего тела в нем позволяет рассматривать их как "лествицу", возводящую наш ум горe' - от твари к Творцу. Таким образом, именно в контексте христианской традиции "рассматривание творений" - познание, стало одним из способов возвышения ума к Богу.
Человек и его тело восходит по ступеням жизни, как через разные стадии познания. Детальное их описание - тема отдельного исследования. Коснемся только основ такого соответствия и описания первой и последней ступени указанной "лестницы".
Сегодняшняя недооценка движения связана с бытующим представлением о том, что извилины коры мозга "существуют не для движения, а для мыслей". Кора мозга всегда считалась местом для "чистого разума". Открытие двигательных зон в коре мозга было сделано немецкими учеными Эдуардом Хитцигом (Aduard Hitzig) и Густавом Фрицшем (Gustaw Fritzsh) в 1864 году! Позже английский невролог Джон Хьюлингс Джексон (John Hulings Jeckson) предположил существование моторной коры полушарий мозга. Все эти открытия ставились под сомнение, ибо затронули "чувствительные струны" научного сообщества. В своей работе он писал: "Похоже, положение об участии полушарий мозга в движении, встречает непреодолимые возражения. Причина, я полагаю, состоит в том, что извилины коры мозга считаются существующими не для движения, а для мыслей" (J.H. Jeckson, 1970).
В нашей культурной традиции существует радикальное разделение между мыслительной деятельностью и действиями физической природы. Разрыв между "умственным" и "физическим" пытаются объяснить тем, что действия, совершаемые телом, менее важны, чем работа по решению проблем, осуществляемая через использование языка, логики или какой-то другой относительно абстрактной системы символов.
Ученые призывают педагогов и философов изменить свой взгляд и вместо того, чтобы считать двигательную активность низшей формой деятельности, служащей для удовлетворения нужд вышестоящих центров, принять концепцию деятельности мозга как средства привнесения дополнительного смысла в моторное поведение, направления его к более далеким целям и придания ему дополнительной адаптивной ценности" (1973).
Эти современные открытия вполне соответствуют евангельскому откровению о том, что все творение прекрасно и через человека устремлено к преображению. Особенно глубоко это выражено Препод. Максимом Исповедником в его "Мистагогии": "Непозволительно утверждать, что своеобразные свойства... миров (умопостигаемого и чувственного), ведущие к разделению их, обладают большей силой, чем дружественное родство таинственным образом данное им в единении... эти единые сущие, согласно единообразующей связи, принадлежат скорее друг другу, нежели самим себе. И это до тех пор, пока не благоугодно будет Тому, кто связал их во едино, расторгнуть сию связь, ради высшего и более таинственного Домостроительства... Тогда по благолепию и славе, тело уподобится душе и чувственное умопостигаемому, благодаря деятельному присутствию во всем проявляющейся Божественной Силы, которая посредством самой себя будет блюсти нерасторжимые узы единства на веки вечные" (Творения Препод. Максима Исповедника, " Мартис" 1993,167-168)
Для того, чтобы понять, на чем основана связь между движением и мышлением, мы должны обратиться к самой ранней стадии развития мозга. Ребенок начинает учиться движениям уже внутри утробы матери. В последующем, после рождения, каждое движение, представляя собой сенсомоторное событие, ведет к углублению понимания физического мира, в рамках которого протекает весь процесс познания ребенком нового. С помощью движений глаз, рта, языка, тела он познает мир и учится облекать мысли и эмоции в слова и действия и при этом происходит более полная активизация и интеграция деятельности мозга. Младенец совершает настоящий подвиг в плане развития силы и координации, когда в первый год своей жизни от пассивного лежания переходит к ходьбе. Этот переход важен и грандиозен, т.к. через освоение и тренировку каждого нового движения младенец развивает мощнейшие нервные сети.
Существует два вида двигательных функций: поддержание положения тела (позы) и собственно движения. В естественных условиях отделить их друг от друга невозможно. Обучение движению, без одновременного удержания определенной позы, также невозможно, как и удержание позы без движения. Расширяя "кругозор" внутренних движений ребенок, развивает систему и кругозор органов чувств, т.к. все большие преимущества в восприятии окружающей информации получают уши, глаза, рот, конечности. На вестибулярный аппарат оказывают влияние основные мышцы живота, диафрагмы и спины; именно эти мышцы начинают действие, приводящее к поднятию головы и формированию плечевого пояса. Пречевой пояс удерживает подъем, позволяет вращательные движения самой голове и развитие боковых мышц тела. Так осуществляется первое серьезное достижение в развитии собирания тела в единую, управляемую структуру.
По мере развития, малыш учится поддерживать положение своего тела, чтобы сидеть и тянуться. В процессе практики и тренировки обеих сторон тела, ребенок затем начинает ползать. Активизация центральных мышц позволяет тазовому поясу и плечам работать согласованно, включая скрестные ( диагональные) связи верха и низа ( хиастические структуры. Хиазм - [от греч. chiasmоs - крестообразное расположение в виде греческой буквы c (хи)], 1. стилистическая фигура антитетического параллелизма; части двух параллельных членов располагаются в обратной последовательности.2. Скрещение зрительных нервов в мозгу (анат.). …
Специалисты знают что дети, которые пропустили жизненно важную стадию ползания, в дальнейшем могут переживать трудности в процессе учения. Ползание - это перекрестно-латеральное движение, активизирующее развитие мозолистого тела (нервных связей между двумя полушариями мозга), позволяющее обеим сторонам тела работать согласованно, включая руки, ноги, глаза (бинокулярное зрение) и уши (бинауральный слух).
В конце концов, в процессе моторного развития ребенок встает во весь рост, учится балансировать своим телом и начинает ходить и бегать, прыгать и пр. Большинство людей способны вернуться к пройденным процессам развития и проанализировать свои схемы движений, осуществить сознательны выбор в свете христианского понимания сотворения и предназначения тела. Это позволяет двигаться, имея в своем арсенале большую свободу выбора в личностном реагировании на стимулы окружающего мира.
Процесс формирования произвольного движения и двигательного контроля происходит в направлении от центра тела, т.е. от места центра тяжести и глубокого дыхания, к конечностям, от головы - к копчиковому отделу позвоночника, от верхних конечностей - к нижним. Использование подобного рода знаний может помочь правильно организовать движение ребенка. Важно также помнить, что каждая схема движения основывается на базовых рефлексах и поддерживает развитие и функционирование мозга. Все это означает, что важны также и истоки движений - правильное развитие "динамических" и "позовых" рефлексов и их интеграция в общую систему движений тела позволяет двигаться, с осознанием свободы выбора в телесном и психическом реагировании на внутренние и внешние события.
Двигательное развитие характеризует: структура, качество, уровень осознания, ритм и темп движения, кинестетическое сознание и ... радость движения.
Центральный вопрос в двигательном развитии: как, сообразно истинной природе человека (ребенка) и его индивидуальным особенностям, привести его к контролируемому движению, которое способствует контролируемому поведению. Опыт учит, что элементарные знания о теле, движении и его коррекция могут изменить взгляды, поведение, духовную практику и взаимодействие с окружающим миром.
Обучение любому мастерству требует овладения навыками, а навыки любого вида связаны с освоением движений мышц. Это относится не только к физическим умениям спортсменов, танцоров и артистов, но и к интеллектуальным навыкам, которые используются детьми в школе и взрослыми на рабочих местах. Писатели сочиняют истории, учителя учат, политики руководят, используя сложную мышечную экспрессию глаз, дыхания, языка, речи, положения тела, жестов. Все наши умения - это часть работы мышц, играющих важнейшую роль в развитии навыков человека
Так, например, речь - это ярко выраженный сенсомоторный навык, требующий тонкой двигательной координации между дыхательными и лицевыми мышцами, языка, голосовых связок и глаз, а также проприорецепторов лица. Проговаривание позволяет организовать и развить мысли. Многим легче и свободнее размышлять при выполнении повторяющихся физических действий, требующих низкого сосредоточения. Святые отцы не зря рекомендуют заниматься такими простыми физическими видами деятельности, где можно продолжать непрестанную молитву.
Мы рассмотрели самый важный этап стартового развития, без которого человек не сможет возрастать в полную "меру Возраста Христова" на земле. Каждая ступень играет свою роль в социальном и духовном восхождении человека. Но, симметрично первому этапу, особо важна для духовного роста та ступень, когда человек и его тело исполнили свою сложнейшую биологическую роль - продолжение рода человеческого, и вступает на стадию климактерия. На греческом - ступень лестницы и значит "климактер". На этой ступени развития для большинства людей происходит выбор: остановиться на ступеньке жизни - " ярмарке тщеславия", всеми силами стараясь сохранить " товарный" вид тела и прежний образ жизни (и самого себя), или шагнуть в неизведанную пору духовной и телесной зрелости, к иному Образу - Божьему.
Т.к. человек обычно воспринимает свое тело, как свое платье, с которым он волен обращаться как угодно вплоть до моды на хирургическое изменение внешности и даже пола, то многие пускаются "во все тяжкие", не жалея душевных и материальных средств. Может такое отстраненное отношение к телу: " я- не мое тело" или "у меня есть тело", и позволяет многим, выросшим в странах с христианским или атеистическим менталитетом, принимать сегодня взгляд о "кармических перевоплощениях", где тело сбрасывается по смерти, как старая одежда, и приобретается новое ( в следующем воплощении).
Интересно, что у мужчин есть свои признаки климакса, часто отражающиеся в болезни ПРЕДСТАТельной (!) железы. А в душевном плане народная мудрость предупреждает: "Седина в бороду, бес в ребро", а поскольку ребро - символ жены данной Богом, то понятно - какой именно бес и на что толкает...
Удивительна и умилительна мудрость языка, "нарекшему имена", том числе органам и частям тела. Возможно, что через такие "климактические телесные немощи", Господь призывает мужа от блудного поиска к духовному поиску, чтобы искать Того, перед кем надлежить ПРЕДСТАТЬ и телесно, и душевно, и духовно, и понять - Кому уподобиться ?
Смирение перед телесным увяданием помогает освободить душу от многих "энергозатратных" ролей и обязанностей в обществе и семье, тем самым, способствуя перераспределению сил и внимания на "вникание в себя и в учение"
Господь сотворил не просто внешний вид, образ человека, но человека в единстве всех его внутренних психофизических связей. Каждый человек, особенно женщина, психо-физически живет по лунным ритмам, что символически делает ее, в етхозаветном понимании, нечистой каждый месяц (тем самым указуя на возможное влияние телесной немощи на духовную). Эти ритмы важны для нас, ради того чтобы "Марфа" в нас могла продолжить человеческий род. Но, духовно, в каждом человеке может возрастать качество созерцания, внимания присутствию Слова, сидящей у ног Христа, ее сестры Марии. Неслучайно Мария переводится как - "высокая".
Сама природа в этот климактический период помогает нам обратиться в сторону развития в себе духовных, "высоких" качеств, иного - " солнечного", духовного, Христова ритма жизни, и другого понимания роли тела в этой новой жизни.
Так зеркальность первой и последней ступени телесного развития символически отражает ступени восхождения к Богу всего человека.
Алёшина Е.Д.