"Славлю тебя потому, что я дивно сотворен" ( Пс.138,14

Числа не управляют миром,но показывают, как управляется мир (Гёте)

          Что общего между древнеегипетскими пирамидами, подсолнухом, улиткой, сосновой шишкой, храмом, телом человека? 
Мы знаем,  что мире все можно  рассмотреть, сравнить в  в количественных и качественных отношениях.
          Так, закон притяжения формирует силу  направления движений,  влияя на развитие всего тварного и пронизывает  все отношения в мире. Все,  что есть на  земле " тянется", т.е. притягивается к ней, но вместе с ней -  к солнцу, которое, в свою очередь, тянется к полярной звезде. А все  месте это  движется   по  расширяющимся спиралям....
          Кроме сил гравитации, мир управляется через ритмы:  " Светило большое для управления днем, и светило меньшее для управления ночью" ( Быт.1,16). Ритмы и силы можно можно измерить, вычислить. И среде всех этих  измерений обнаруживаются   неие закономерности.  Есть удивительная  пропорция,  используемая  уже в египетских пирамида, но исследованная спутя века итальянским математиком средневековья Леонардо Пизанским, более известным по именем Фибоначчи ((род. ок. 1170 - умер после 1228)
         Посмотрим  на этот ряд  чисел: 0, 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89, 144, 233, 377, 610, 987, 1597, 2584,
         По какому правилу возникают члены этой последовательности?
         Каждое число  получается из суммы двух предыдущих чисел.
Но есть еще одно их свойство не сразу очевидное:  при делении любого числа из последовательности на число, стоящее перед ним в ряду, результатом всегда будет величина, колеблющаяся около иррационального значения 1.61803398875... и через раз то превосходящая, то не достигающая его.
Более того! После 13-ого числа в последовательности этот результат деления становится постоянным до бесконечности ряда… Именно это постоянное число деления в средние века было названо Божественной пропорцией, а ныне в наши дни именуется как золотое сечение,  или золотая пропорция. Лука Пачоли в 1509 году пишет первое сочинение о золотой пропорции, названной им "божественной".
Пропорция "золотое сечение" была выявлена в самых разных областях структурного и функционального развития вселенной:
Эти закономерности выявляются часто не сразу, но после детального математического анализа: пропорция золотое сечение распространена в природе в большинстве случаев в виде своих производных, то есть представляет собой  неявную, а глубоко скрытую от поверхностных наблюдений закономерность.Поэтому золотое сечение - более распространено, чем может показаться при поверхностном взгляде.
Первый пример золотого сечения в строении тела человека:
Вот несколько основных золотых пропорции нашего тела
Если принять центром человеческого тела точку пупа, а расстояние между ступней человека и точкой пупа за единицу измерения, то рост человека эквивалентен числу 1.618.
       расстояние от кончиков пальцев до запястья и от запястья до локтя равно 1:1.618
       расстояние от уровня плеча до макушки головы и размера головы равно 1:1.618
       расстояние от точки пупа до макушки головы и от уровня плеча до макуш-ки головы равно 1:1.618
       расстояние точки пупа до коленей и от коленей до ступней равно 1:1.618
       расстояние от кончика подбородка до кончика верхней губы и от кончика верхней губы до ноздрей равно 1:1.618
       расстояние от кончика подбородка до верхней линии бровей и от верхней линии бровей до макушки равно 1:1.618
       расстояние от кончика подбородка до верхней линии бровей и от верхней линии бровей до макушки равно 1:1.618
В строении черт лица человека также есть множество примеров, приближающихся по значению к формуле золотого сечения. Однако не бросайтесь тотчас же за линейкой, чтобы обмерять лица всех людей. Потому что точные соответствия золотому сечению, по мнению ученых и людей искусства, художников и скульп-торов, существуют только у людей с совершенной красотой. Собственно точное наличие золотой пропорции в лице человека и есть идеал красоты для человече-ского взора.
К примеру, если мы суммируем ширину двух передних верхних зубов и разделим эту сумму на высоту зубов, то, получив при этом число золотого сечения, можно утверждать, что строение этих зубов идеально.

       Высота лица / ширина лица, .
       Ширина рта / ширина носа,
       Ширина носа / расстояние между ноздрями,
       от кончика подбородка до верхней линии бровей /от  линии бровей до макушки 






















"Золотая пропорция" в строении легких человека
Американский физик Б.Д.Уэст и доктор А.Л. Гольдбергер во время физико-анатомических исследований установили, что в строении легких человека также существует золотое сечение. 5 Бронхи состоят из двух основных дыхательных путей, один из которых (левый) длиннее, а другой (правый) короче и эта асимметричность продолжается и в ответвлениях бронхов, во всех более мелких дыхательных путях. 6 Причем соотношение длины коротких и длинных бронхов также составляет золотое сечение и равно 1:1,618.

Во внутреннем  ухе : Во внутреннем ухе человека имеется орган Cochlea ("Улитка"). Эта костевидная структура наполнена жидкостью и также сотворена в форме улитки, содержащую в себе стабильную логарифмическую форму спи-рали = 73? 43'.

В строении молекулы ДНК
Все сведения о физиологических особенностях живых существ хранятся в мик-роскопической молекуле ДНК, строение которой также содержит в себе закон золотой пропорции. Молекула ДНК состоит из двух вертикально переплетенных между собой спиралей. Длина каждой из этих спиралей составляет 34 ангстрема, ширина 21 ангстрема. (1 ангстрем - одна стомиллионная доля сантиметра).
Так вот 21 и 34 - это цифры, следующие друг за другом в последовательности чисел Фибоначчи, то есть соотношение длины и ширины логариф мической спи-рали молекулы ДНК несет в себе формулу золотого сечения 1:1,618.

В  растительной и животной природе
Биологи установили, что в расположении листьев на ветке, семян подсолнечни-ка или шишек сосны, в ананасе, раковине,  в  завинчивающихся рогах животных,  в паутине со всей очевидность проявляется ряд Фибоначчи, а стало быть, проявляется закон золотого сечения
Господь каждому Своему творению установил особую меру и придал соразмерность, что подтверждается на примерах, встречающихся в природе. Можно привести великое множество примеров, когда процесс роста живых организмов происходит в строгом соответствии с формой логарифмической спирали. Спиралью закручивается ураган. Испуганное стадо северных оленей разбе-гается по спирали.. 













  В  космическом пространстве.
Во Вселенной все известные человечеству галактики и все тела в них существу-ют в форме спирали, соответствующей формуле золотого сечения.



   В искусстве.
Любое произведение искусства, спроектированное в точном соответствии с пропорциями золотого сечения, являет собой совершенную эстетическую форму  в архитектуре, музыке, в самом психологическом восприятии. Так например,  опытно доказано, что при разделении примерно одинаковых фасолин на две группы лучшего качества и худшего, соотношение будет предсказуемо.... При этом одни люди предпочтут пропорционально увеличить " хорошую" кучку, другие - наоборот.



Вывод 1:  По закону великого Божественного творения созданы галактики, сотворены растения и микроорганизмы, тело человека, кристаллы, живые существа, молекула ДНК и законы физики, восприятия и пр. Ученые и люди искусства лишь изучают этот закон и стараются подражать ему, воплощать этот закон в своих творениях. Но к пониманию этого таинственного смысла современная материалистически ориентированная наука так и не приблизилась. Единственное, что она смогла сделать - это засвидетельствовать, что принцип "функциональной оптимальности" строения живых организмов здесь ни при чем.  

Т.к. строение всех встречающихся в природе живых организмов и неживых объектов, не имеющих никакой связи и подобия между собой, спланировано по определенной математической формуле, то это  является  ярким доказательством их осознанной сотворенности согласно некоему проекту, замыслу.
Многие исследователи считают, что золотое сечение - это феномен, "пронизывающий собой все уровни организации материальных объектов", и поэтому он наделен "глубоким онтологическим смыслом".

  Вопрос: Как же можно осмыслить  таинственный  смысл золотой пропорции  в свете, основанной на Божественном Откровении, богословской мысли?
В трудах св. Максима Исповедника, бытие каждой вещи, каждого явления нашего мира определяется ее трансцендентно-идеальным "корнем" - логосом, являющимся энергией, или "произнесенной мыслью"  Логоса Ипостасного. Эта "логосность  отображает волю Создателя и Промыслителя. Логосы вещей, явлений, стихий суть отблески Логоса Божия".
Вот что об этом свидетельствует христианская богословская мысль, выраженная священником Георгием Флоровским: "Все в мире есть тайна Божия и символ. Весь мир есть Откровение, - некая книга неписанного откровения. Или, в другом сравнении, - весь мир есть одеяние Слова. Во многообразии и красоте чувственных явлений Слово как бы играет с человеком, чтобы завлечь его и привлечь, чтобы он поднял завесу, и под внешними и видимыми образами прозрел духовный смысл".

Преподобный Григорий Палама об этом духовном смысле писал следующее: "Бог устроил этот видимый мир, как некое отображение надмирного мира, чтобы нам через духовное созерцание его, как бы по некой чудесной лестнице достигнуть оного мира".
Ведь мир, при таком подходе, можно считать как бы "облачениями" Логоса, Его "одеждой". Ну а сквозь "одежду" всегда проступают и очертания "тела", в данном случае - Ипостасного Логоса или Слова, проявляясь в структуре золотой пропорции и других правильных математических закономерностей живой материи.

         Задумаемся: прекрасное, относясь одновременно и к объекту созерцания, и к созерцающей душе, по самой своей природе указывает на "присутствие" третьего Начала, способного онтологически связать и то и другое в одно органическое целое. Св. Дионисий Ареопагит писал по этому поводу следующее: "Мир сей, получив бытие от Истинной Красоты в устройстве всех своих частей отражает следы духовной красоты".

         И эта Красота - не безобразна, не беззаконна. Ведь  только в одном случае количественное соотношение между частью и целым будет золотым сечением.  Тоже можно сказать о геометрическом  законе -  к заданной точке  прямой или плоскости можно провести лишь одну перпендикулярную, вертикальную (т.е. отвесную линию). О таком законе  прямо сказано в Библии: "Господь стоял на отвесной стене и в руке его свинцовый отвес.. вот положу отвес среди народа Моего, Израиля" ( Ам.7.7-8). Человек  открывает  образы, логосы, законы  для    духовного и материального роста и творчества, но строительные приспособления  подает Сам Господь  - "льняная вервь  и  трость измерения в руке" ( Иез.40,3), отвес, без которых не возможно никакое строительное или плотницкое дело. И не случайно земная деятельность Иисуса до начала его небесной миссии была связана с этим мастерством и  с отвесом.

Вывод 2.      Итак, пропорция и сила тяжести - простейшие примеры  отражения Божественной Премудрости во всем тварном мире. Божественная пропорция, развиваюшаяся в условиях силы гравитации  и есть это общее между подсолнухом, улиткой, сосновой шишкой, храмом, телом человека и творениями его рук - пирамидами, храмами, симфониями. Человеку дано это постичь через созерцание и воскликнуть вслед за псалмопевцем Давидом:  "Славлю тебя потому, что я дивно сотворен", и вмещая в себя не только  божественную гармонию,  но и способность к ее постижению и творческому преображению, человек может привести ко Творцу все творение.

ЛИТЕРАТУРА
Григорий Нисский. Об устроении человека. СПб. 1995.
Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Спб. 1894.
Флоровский Г.В. Восточные отцы V-VIII веков. - М:. 1992.
Шевелев И.Ш. О формообразовании в природе и в искусстве// Золотое сечение. М.: Стройиздат. 1990.
Шмелев И.П. Третья сигнальная система// Золотое сечение. М. Стройиздат. 1990.


Hosted by uCoz