Зачем нужен этот сайт?
Я хотела бы донести до его посетителей - и христиан и нехристиан - простую святоотеческую мысль о том, что обращение, изменение, возвращение на путь выправления и восхождения к Богу, так же важно для тела, как и для души:
" Чтобы жизнь Иисусова открылась в теле нашем" (2 Кор.4,11)
Многие скажут, что надо меняться духовно, тогда и тело измениться. Это так, но только - отчасти. Личность человека - это единство духа, души и тела.
В духовном восхождении есть свои ступени, как в любом делании. Не секрет, что жизнь современного верующего человека (особенно городского), в духовном подвиге не сравнить во всех отношениях с первыми веками становления христианства. Но и тогда уже наставник монашества- препод. Антоний Великий своим ученикам давал наставления не только духовные, но и относительно содержания тела, т.к., если тело - без призора, то и душа легко может уклониться…
Так же и близкий к современным проблемам св. Феофан Затворник 19 веке писал, что без подготовки, без настройки тела - все духовное делание будет пустой фантазией и упражнением в самомнении…
Это, ставший профессионалам музыкант, как Растопович, может не думать о своих руках, осанке, дыхании, т.к. они уже полностью стали частью его музыкального дара.
Это апостол Петр может не думать о собранности тела, т.к. даже тень его могла исцелять. Но мы-то только учимся извлекать "первые звуки" из псалтири своего тела и гуслей своей души. Нам пока важно - как встать, сесть, опереться, вдохнуть, "взять себя в руки" (как любой инструмент).
Поэтому этот сайт о культуре тела, а не об аскетических подвигах, особо к ним призванных подвижников христианства. Это часто смешивается в сознании прихожан и получается ложный вывод: раз я к подвигам не способен, то и осмысление культуры тела ни мне, ни моим детям мне не нужна, я как нибудь обойдусь поклонами и постом, телесными трудами, или физкультурой, на худой конец...
Но культура - это о том, что можно воспитывать в каждом и в любом возрасте, начиная с детства, с пеленок... Именно к культуре призван каждый человек первой заповедью в Эдеме:
" ...возделывать и охранять сад", под которым важно понимать и сад своего тела, который содержит в себе не только всю вселенную, но и, по мнению многих святых отцов, - образ Божий.
Каждого ученика учит мастер свого дела. Для нас такой Мастер- садовник есть, воплотившийся в земное тело, Богочеловек Иисус Христос - Всехитрец, как называют Христа в каноне дня свв. Афанасия и Кирилла Александрийских,
В Псалмах царя Давида сказано: " если Господь не созиждет дом, напрасно трудится строитель". Телесные подходы научные или из других духовных традиций могут помочь временно, но, только с помощью приобщения нашего тела и крови к Телу и Крови Христова, вы можете уже в этой жизни встретиться с мистической тайной единства духа, души и тела, а значит, в синергии с Богом, претворять все животные и стихийный силы своей плоти в телесный храм, в жилище Духа Святого.
Этот сайт о том,
как выделить главное в этом практическом ежедневном восстановлении тела от жизни "по плоти" к жизни "во плоти", чтобы оно стало храмом Святого духа.
Вспомните: музыкант должен определенным способом взять инструмент, боец - встать в боевую стойку, спортсмен - принять исходное положение тела, ученик - правильно сесть за партой… Не всех учат сознавать свое дыхание, как певцов ораторов, штангистов правильно взять дыхание, но все об этом что-то слышали и что-то пробовали…
В любом повседневном делании есть основные точки фиксации внимания и настройки тела в единстве с душой и духом: для Кого мы это делаем? Кто во мне делает? Что делает? И каким образом?
Когда я мою посуду, я могу быть сосредоточена только на цели - помыть! И при этом я могу думать о чем угодно, т.к. у меня есть отработанные привычные движения для этой работы. Восточные практики предлагают возможность медитации на процессе - " быть здесь и сейчас". Здесь лучшие учителя - дети, которые только учатся каждому делу, когда любые вопросы исчезают (кроме технических). В язычестве почти все бытовые действия посвящали одному из многочисленных богов, т.е. уже тут есть настройка: для Кого? А значит, есть и вопрос - " кто делает?", решаемый в свете онтологии человека в мифологии.
Но вот вопрос - "каким ( или Чьим ) образом делать ?" может быть раскрыт в полноте только в свете библейского понимания, т.к. только здесь есть не только иное понятие образа, но и его Божественное Воплощение.
Читая материалы сайта, вы обнаружите,
что, возможно, по-настоящему не сознавали чуда Божественного дара и тайны своего тела.
Вы начнете заново открывать многие места Священного Писания, постигая их символический язык и сможете воплотить основные телесные образы, что повлияет на весь образ жизни: общение с Богом, собой, ближними, на здоровье и на внешний вид. (Обидно же, и больно смотреть что, придя в церковь многие начинают сутулиться, словно к этому призывает нас Церковь! Но смирение - не в этом! А уж, что по поводу внешности нашей думает нецерковный народ и писать не хочется… Судят-то по плодам, в том числе и - по внешним. А как порой невнятно читаю в храмах? - это же тоже момент телесной культуры - дыхание, артикуляция, звучание голоса. А не умение спокойно стоять в храме? и пр. пр. пр. )
Многие, прежде разрозненные, понятия, слова, явления откроются и сольются в едином источнике. Когда вы попробуете постоянно использовать простые библейские образы для самонастройки и самособирания, то результат также потрясет вас, как в свое время потряс меня и моих друзей, а главное - ваше тело откликнется:" Наконец-то, душа обратясь к Богу, отнеслась и ко мне " по - божески"!"
Алешина Е. Д.