"ОБРАЗ- овательное" ДВИЖЕНИЕ.
Ум дан для познания премудрости Творца, для уяснения способа воплощения Его замысла о мире и человеке, " Ибо невидимое Его… через рассматривание творений видимо" (Рим. 1, 20). Таким образом, в контексте христианской традиции "рассматривание творений"- познание, стало одним из способов возвышения ума к Богу.
Человек - высшее творение Бога, и потому его тело и плоть не те же, что у животного. Об этом говорит апостол Павел: " Не всякая плоть такая же плоть; но иная плоть у человека, иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц." (1Кор.15,39)
И человек и его тело определяется верой, т.е. каким духом он живет и движется и существует, потому сказано" не всякому духу верьте, но испытывайте - от Бога ли они", т.к. духи бывают не только светлые, но и очень лукавые в своей " чертовской привлекательности"...
Дух и определяет культуру, образование для телесного развития. Дух творит себе формы: писания, образы, мифы, которые воплощаются в разных жанрах и видах культуры, бытовых традициях... через которые формируется соответствующие духу традиции предназначение, достоинство и воспитание тела. И потому в разных традициях - разные телесные практики для развития через тела, а с его помощью - духа.
Осмысленное движение всегда сопровождается образом внутренним, а не только внешним смыслом (достигнуть чего-то вне себя). Каким, чьим образом? Только апостольская традиция утверждает не просто о явлении Бога на земле в телесном воплощении, но о то, что нам был явлен истинный Образ Божий, который мы потому можем воплощать и своих телах, так как они через таинство причастия к Телу и Крови Христовой, становятся храмом и иконой Богочеловека - Иисуса Христа подобно тому, как Его пречистое Тело было иконой Бога Отца: "Кто Меня видит, видит Отца". (И 14,9).
Апостолы видят и осязают Живого Бога, преображение, воскрешение и вознесение Его Тела. Только когда апостолы во всей целостности постигли и осознали все эти возможности и ценности человеческой личности, а, значит и его тела, они были удостоены сошествия Святого Духа и смогли распространять Истину о пути спасения ВСЕГО человека по лицу земли.
Только через этот исторический факт мы имеем идеалы - и нравственный и аскетический, который включает аскетику души и тела - его содержание и воспитание. Только через опыт евангельского апостольского осмысления ветхозаветных событий и образов можем мы открыть духовный смысл телесных метафор Ветхого Завета.
Центральным вопросом в двигательном развитии является вопрос о том, как сообразно двойственной природе человека (божественной и земной) привести его к самоконтролю в движениях тела, души и духа. Открытие, понимание и воплощение базовых, природных основ такого целостного движения в свете православной антропологии могут углубить наше самопонимание и понимание православной традиции.
Всем известно, что занятия физкультурой повышают тонус человека, делают его более здоровым, но физкультура и спорт могут привести и к травмам, росту хронических напряжений и тогда уже просто гимнастических упражнений недостаточно. Мышечное напряжение в любом возрасте блокирует естественное течение энергии и способствует формированию разрушительных телесных привычек. Обычно, человек даже не замечает, что живет привычками, которые мешают ему в жизни: неправильные дыхание осанка, походка, стереотипные движения
Приходиться отойти от привычных упражнений, исследовать сигналы тела, выполнять движения осмыслено и прочувствованно. Нам всем знаком такой опыт движения в моменты, когда мы осваиваем новый двигательный навык: письмо, велосипед, коньки, плавание, пение. Но здесь цель - внешнее достижение, теперь наша задача перенести этот опыт на "внутренние земли"... вернуться к своему призванию - " быть садовниками " и на ней тоже.
И тогда возникает вопрос не только, какие движения делать, но, каким "ОБРАЗОМ" настраивать такое осознанное самособирание? Т.о. получается, что онтологически: каждое наше движение - образовательное. Сознаем мы это или нет. В Писании сказано, что за всякое слово мы будем держать ответ, также можно помыслить и о движении тела, ведь с его помощью "воплощается " в жизнь мысль, чувство, жест, поступок...