О МЕТОДЕ.



         В православной традиции важно  рассматривать и человеческое тело в аспекте духовном, онтологическом а не только  физиологическом.

-  Как и для чего оно создано по Образу Божьему?

- Какова его роль и цель в домостроительстве Божьем?

-  Как выражается Образ Божий в теле?

- Как научиться отличать и отделять воображаемое и привычное в телесных практиках - от реального и  онтологически правильного?
  
-  Какое ОБРАЗ-ование надо подать телу, чтобы сблизить его с первообразом, который  подает свои энергии для преодоления дебелости, для созидания  тела, как храма не только  в богослужении, но вовлекая  в  аскетическую, духовную практику всю бытовую жизнедеятельность?

         Онтологически  подход к телу определяются  тем -  во что или Кого, и как человек верит.  Поэтому у православного иной подход, чем у католика, протестанта и тем более  - у  йога, гностика, атеиста  Нужно  - исследование, эксперимент и метод, который в двух словах описан в Евангелии: " Вникай в себя и в учение для  соединения тела и слова в телесный храм,  для стяжания Духа Святого, чтобы принять таинство Тела,  Крови  Слова. 
      Человек, по христианскому видению, пал   и теперь мы  -  не целостны, не естественны, не гармоничны. Но все же   человеку оставлена  свобода, способность творить, познавать и следовать  образу Божьему, чтобы ВОС-СТАНАВЛИВАТЬСЯ, ВОЗ-ВРАЩАТЬСЯ к изначальному достоинству. А  после воплощения в человеческом теле Спасителя  Христа, мы  можем,  с помощью причастия к Его  Телу, совершать постоянно усилие самособирания  своего тела  в храм, в подобие   Телу Христову, преображаясь от  славы в славу ( 2.Кор.3.18), чтобы исполнить заповедь:   "прославляйте Бога и в телах ваших...»

      Так как человек в первую очередь призван к прямохождению, к постоянному символическому и практическому возрастанию, то исследуемую  культуру тела исходя  из греческого названия православия, как ортодоксального христианства,  можно назвать и так:
"Ортопедия тела"          ( "орто" с гр.-  прямой, правильный; " пайдейя"- воспитание) т. е,  "прямое или правильное" воспитание тела.

       Аверинцев С.  писал в работе "Богословие в контексте культуры" : «Вы знаете, у древних греков, людей, столь творческих именно в области культуры, нашему слову "культура" соответствовало совсем другое слово - пайдейя. А пайдейя - это для каждого грека совершено прозрачное слово со значением "воспитание". Разумеется, культура, как греки ее понимали, - это не воспитание в наивном морализаторском и наивном утилитаристском смысле слова, это не обучение элементарному благонравию. Но, так или иначе, смысл, в котором культура есть воспитание, должен выясняться мыслью каждой эпохи, он должен обсуждаться, он должен быть предметом спора, но эта связь никоим образом не должна быть потеряна».    Там же есть  очень важная  мысль о  том,  что, довольно поздно  в европейских странах принятое  понятие культуры,  противостоит понятию «цивилизация»  своей живостью, органичностью, в силу уже своей этимологии – « возделывание». Рядышком и понятие «семинар» - с греч.  « рассада». Вдумаемся и в тот факт, что «рассада» любого вида «знает куда расти»: где верх, т.е.- свет, а  где низ,т.е. - темнота
         Метод родился и  работает именно " на почве православного отношения к телу", именно в русском православии человек на богослужении СТОИТ - это и труд, но и по-двиг. Подвигание себя на рост и поиск, открытие себя к новому опыту богообщения и молитвы душой и телом.  Именно здесь, в рукотворном храме - главный "тренажерный зал" вертикализации духа, души и тела.

     "Тело – храм Духа Святого" -  это не просто поэтическая метафора, но  здесь возможно такое же практическое выстраивание, как и храма рукотворного, по тем же законам с его архитектурой. «Архитектура» с греческого  означает дословно: начала, основы творения. И конечно, эти начала и основы ведомы только Творцу, а человек может постичь  те из них, что  необходимы для его спасения только через откровение Бога  к человеку посредством Духа Святого - через  священное Писание и священное Предание.

    И  телесный и рукотворный храмы  выстриваются  с  учетом расположения  в  силовом поле земли, природы используемых материальных средств, но главное -  их  сопряженность со Словом, следование  определенным образам, данным в Писании так , что бы и  телесный храм  вместе с духом восходил на новую прочувствованную высоту через, освобождение суставов  правильным дыханием и  препоясанием чресел телесных и душевных. 

  Предложенный  метод и разработанный на его основе курс собирания  телесного  храма успешно работает  в просветительском и  культурно-оздоровительном плане в аспекте православной антропологии, этики и эстетики. Он помогает  глубже  понимать  себя (в единстве тела, души и духа)  в процессе любой повседневной деятельности в свете православия. Ведь основные, т.н. « естественные»  движения, при таком  подходе могут быть и  постоянным упражнением (аскезой). Это, в первую очередь, -  ДЫХАНИЕ, СТОЯНИЕ, ХОДЬБА, СИДЕНИЕ…. И от нас зависит:  будут эти движения нас разрушать или укреплять и оживлять.

   
     Овладение новым "ортодоксальным " взглядом на телесный храм, здоровье и  опытно приобретенными принципами и навыками самонаблюдения  позволяет применять их в  повседневной деятельности, для ежедневного восхождения на вертикаль плоти и духа,  вместе с телом, к красоте Образа Божьего в нас, через Слово Божие.

Hosted by uCoz