Православная культура и культура тела.
«Есть такая культура, которая хочет быть христианской, хочет быть верной Христу и видеть себе «в свете Христовом», но есть культура, выросшая вне Церкви, боящаяся Церкви и чуждая ей, вовсе не ищущая того, чтобы глядеть на мир в свете Христовом! Христианская мысль должна заняться пересмотром основ знания, чтобы вернуть христианству его законное место в развитии знания» (о. Василий Зеньковский «Основы христианской философии», М. КАНОН, 1996, с. 92, 95
Понятие творчества, культуры («обработка») исходит от заповеди о возделывании Рая. Рай не нуждался в обработке, ведь Господь, творя мироздание, все сотворил прекрасным. Но в поле для деятельности нуждался человек, что бы в своем росте и развитии иметь средства для познания, творчества и уподобления Богу. В мире после грехопадения продолжает действовать животворящий Святой Дух и в каждом творчестве (мысль, наука, художество) есть семя вечности, свой «семенной логос», роднящий его с Предвечным Логосом. Энергии Духа, сияние несозданного Фаворского света действуют в нашем малом мире, проникают из таинственного иного мира, пронизывают ум, логос человека, вдохновляя его. Человек стремится к красоте во всем и две опасности подстерегают его: соблазн переоценивания значения собственного творчества, признание за ним абсолютной ценности; и соблазн уничижения культуры. Первая крайность «ближе» не воцерковленному человеку, вторая – воцерковленному.
Нужна ли православному, церковному человеку культура тела? Я пишу этот текст именно телом, но это не то тело, с которым я родилась – это тело культурное, « возделанное». Тело всегда было объектом возделывания и культивирования. Мы нигде не найдем буквального биологического тела. Как ребенок усваивает язык, не зная его законов, через имитацию, так он усваивает и язык тела - движения, жесты, позы, походку, не зная физических законов мира (инерции, гравитации, упругости, рычага...). В этом уподоблении внешним образам и знаковым системам (социальным, культурным, религиозным) формируется самосознание - «Я».
Выгодский Л.С. выдвинул идею о преображении природных сил путем надстройки новых образований, культурно -
-опосредованных, с сохранением старых - в виде подчиненных слоев внутри нового целого ( Избран. психологические труды. с.488). Духовная и телесная жизнь зависят от такой природной силы - как восприятие . Исследования показывают, что восприятие человека – не объективно, а субъективно и зависит от внутреннего настроя, оценки, смысла, мотивации, индивидуального опыта, то есть - от культуры.
Иван Ильин в своей работе « Основы православной культуры» ставит наболевший вопрос: « Не объясняется ли процесс отхода масс от православной Церкви помимо массового духовного кризиса, еще и тем, что христианство доселе не побороло в себе мироотречного уклона, который не учит ответственно входить в мир и радостно творить в нем во славу Божию»[1]. Он убедительно раскрывает два понимания слова « мир» в Евангелии. Мир как – противостояние общества и человека Истине, и мир как творение Божье. И христианин должен различать: от какого мира мы должны отвращаться, а какому служить, если надо - как Сам Христос ценой собственной жизни – « так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего…чтобы мир спасен был через Него» (Ин.3:16-17) и « все небесное и земное соединить под главою Христом» (Еф.1:10.). «Евангельское благовестие не в том, что земля и Небо противоположны и несоединимы, … но в том, что Небо уже сошло на землю в лице Богочеловека…» (Ильин, там же с.44) и уже начал спасать все творение. В этом - вызов Евангелия.
Удивительный пример Христова мироприятия дает нам митрополит Филарет, отвечая на стихотворение Пушкина « Дар случайный…» не в форме обычной для церковного человека – проповеди или совета, но именно в той же поэтической форме он пишет ответ -стихотворение: " Не случайно, не напрасно..."!!!
Только культура тела «отлучена» от всех видов православной культуры. В православном и светском, индивидуальном и общественном сознании закрепился односторонний взгляд на физическую культуру, как на сферу развития только двигательных способностей человека, которое часто способствует и развитию тщеславия.
Даже светская культура и наука, встав перед лицом современной антропологической катастрофы, видит истоки ее в этом расколе. Вот как об этом пишут ученые: «Физкультурную деятельность необходимо рассматривать как один из важнейших видов человеческой деятельности, носящий в целом социально-культурный характер, ибо ее предметом, целью и главным результатом является развитие самого человека. ..... Необходимо интегрировать междисциплинарный и многоаспектный характер научных знаний о физической культуре человека и общества. Перейти от медико-биологических аспектов ее изучения (однако, ни в коей мере не принижающих их) к педагогическим, психологическим, социологическим, культуроведческим, философским и другим, являющимся основными при изучении человека. Нужно разработать новые теоретические и методические основы формирования гармоничного развития физических и духовных сил, которые позволят в едином педагогическом процессе решать задачи и физического и духовного развития. Объединяющую позицию можно определить как культурологическую, а ее предметно-содержательной основой должна быть не физкультурно-спортивная деятельность, а культура двигательной деятельности». [2]
Эту же проблему поднимает доктор философских наук Быховская И.М.: «Культура как система ценностей имеет "сквозной" характер, она объединяет все виды деятельности (М.М.Бахтин), сопрягает, делает соизмеримыми в своем ценностном "звучании" культуры разных эпох, этносов, субструктур. Телесная культура в этом контексте - это не область непосредственной "работы с телом", как традиционно принято считать, хотя именно телесно-двигательные качества человека являются здесь предметом интереса. Как сфера культуры - это прежде всего работа с "духом" человека, его внутренним, а не внешним миром: без сформированного ценностного отношения к телу невозможна никакая подлинно КУЛЬТУРНАЯ деятельность направленная на тело, осуществляемая в связи с телом и на основе тела.
Разграничение понятий "тело" и "телесность" связано с тем обстоятельством, что первое из них чаще всего ассоциируется с некоторым... ограниченным анатомо-физиологическим объектом. Термин же "телесность" в силу меньшей смысловой ригидности позволяет применить его не только для характеристики "сомы" как таковой (с введенными выше уточнениями), но и вложить в него дополнительный смысл, связанный с динамической характеристикой тела - его двигательной активностью. Таким образом, понятием "телесность" мы обозначаем тело с присущей ему двигательной активностью, экспрессивными формами проявления, находящееся в социокультурном пространстве и взаимодействующее с ним, детерминированное в своих соматических и двигательных характеристиках, как природными закономерностями, так и особенностями этого пространства. Если для характеристики разных уровней бытия телесности можно было бы использовать такие метафоры, как "быть телом" и "иметь тело", то уровень культуры может быть охарактеризован через понятие "творить тело"»[3].
Церковная культура не объемлет всю жизнь человека, у нее другие задачи, но она помогает расставить систему этих более-менее «мутных зеркал» (о которых говорит ап. Павел в 1Кор.13,12 в церковно-славянском переводе), чтобы поймать в них отражения Бога и подать Его свет в души людей, освятить всю жизнь, дабы не церковные люди, приобщаясь к этому свету, искали его источник – Христову Церковь, а церковные стремились максимально очистить зеркало своего восприятия.
Конечно, создание христианской культуры не могло бы осуществлено первыми христианами раз и навсегда, т.к. любая духовная культура в каждом поколении решает проблемы, выдвинутые своим временем. Нашей православной культуре в каждой эпохе до всего должно быть дело, все может быть обновлено в свете Христовом в том числе, и так называемая физическая или телесная культура. Как в физкультуре и спорте целью является видимое достижение (дальше, быстрее, сильнее…), так в телесности – этой, своего рода иконе образа Божьего, главное то, что невидимо, то в чем невозможно соревноваться, но то, с чем можно войти в диалог.
Многие святые настаивают на том, что весь человек, как личность, есть душа и тело, и , что образ Божий отражен и в теле человека. И все они утверждают, что можно дать телу как доброе, так и дурное употребление, но убедительно обосновано это было только в антропологии Григория Паламы, труды которого стали доступны в нашей стране практически в последние десятилетия.
Весь человек в целостности является величайшей ценностью, ради спасения которого Сын Божий был вознесен на крест. « У Господа главной целью было воскресение тела…»[4]. К сожалению, гнушение плотью, деление человека на душу (высокое) и тело (низкое), или искаженная забота на практике распространено сегодня очень широко в современном мире и в церковной жизни многих христиан, хотя это противоречит Христологическому догмату и учению о спасении. Поэтому в этой работе мы пытаемся рассматривать человеческое тело в аспекте духовном, а не только физиологическом. Рассматривать не только теоретически , но и предлагая для исследования практические подходы.
Как и для чего тело создано по Образу Божьему? Какое ОБРАЗование надо подать телу, чтобы сблизить его с первообразом, который понизывает своими энергиями нас для преодоления дебелости, для созидания храма не только в богослужении, но вовлекая в аскетическую, духовную практику всю бытовую культуру.
Вот это преображение всего человека через «вникание в себя и в Писание» должно быть предметом изучения и практики православной культуры тела - как метода глубокого понимания себя в единстве тела, души и духа в процессе любой повседневной деятельности.
Во времена закладывания основ православного учения, люди жили в более тесном соседстве с природой, много трудясь физически, обходились без многих современных специальных дисциплин: физкультуры, психологии, социологии, современных инженерных наук. Не нужны были концертные и тренажерные залы, т.к. пение, физические нагрузки, ручные ремесла, здоровое питание - были просто условием жизни. Работать в поле, в лесу, в шахте, мастерской, сражаться подчас голыми руками с врагами невозможно без какого-то правильного отношения с инструментами, структурой тела, его дыханием, движением. Еще в языческой Руси каждое дело посвящалось тому или иному богу, богине, таким образом становясь священнодействием. Всякое творчество служило не только практическим нуждам, но и становилось средством воспитания и передачи следующим поколениям культурного и духовного наследия. Благодаря этому процесс самопознания, самособирания происходил не в аудиториях, офисах тренажерных залах, а в единстве с освоением ремесла, под началам мастера, в атмосфере окружающей традиционной культуры. Всем известно сейчас значение народного костюма, хоровода, песенного, игрового , боевого и пр. видов народного творчества. Поэтому и нравственное и религиозное воспитание существлялось часто с использованием понятных и близких терминов-метафор ремесленного, житейского, телесного опыта.
С приходом Православия прежнее переживание Божественного присутствия преобразилось, наполнилось новым видением Бога, Божьего творения и человека в нем. Не зря же столько появилось поговорок о Божьей помощи в любом деле : " Без Троицы дом не строится", "Церковь - не в бревнах, а - в ребрах", "Не стоит город без святого, селение без праведника"; " С Богом хоть за море, а без Бога - ни до порога"; "Не конь везет, бог несет"; "Пораньше просыпайся, да за Бога хватайся! " , "Кто рано встает, тому Бог дает" ."С Бога начинай и Господом кончай!", "Молитва места не ищет". . .
Поэтому, хотя святые отцы первых веков становления Православия не оставили нам разработанной теории о воспитании тела, но в их трудах и в Библии, заложены те основы отношения к телу, опираясь на которые мы можем растить эту новую дисциплину уже сознательно, исходя их наших современных потребностей.
Эти потребности вызваны следующими причинами:
1. « кризисные явления нашего времени проникли все дальше вглубь общества и человека, и в наступившем тысячелетии, уже отчетливо видно, что главным, определяющим горизонтом не уходящего кризиса является и самый глубинный горизонт: антропологический. Глубокие перемены охватывают все стороны, все измерения человеческого существа, вплоть до телесной, биологической основы: эксперименты с генами, гендерные революции, резкий рост численности и активности сексуальных меньшинств, искусственные механизмы зачатия, жажда экстремального опыта, открытые нарушения принятых норм, рост суицида, извращений, терроризма… всевозможные виртуальные практики, а здесь антропологическая и компьютерная реальность входят и проникают друг в друга так тесно и многообразно, что порождают гибридные формации, существа с кардинально иной конституцией, в основе которой «интерфейс мозг - машина».
Пробуя любые средства и способы, человек стремится преодолеть ограничения, путы этой природы и найти выход к чему-то максимально иному, где и он сам будет также иным. И в этом напряженном стремлении, в жажде перемены христианское сознание безошибочно распознает извращенную форму духовного поиска и стремления, «заблудившуюся жажду Бога». Нет и не может быть более радикальной формы предельного опыта и стремления к иному, нежели опыт Богоустремленности. На своих вершинах, к которым возводит путь молитвы и подвига, этот опыт приближает к обожению и «превосхождению естества»... Христианский опыт есть в полном смысле предельный опыт ... трансцендирования человека; но при этом, опыт не деструктивный, а созидательный для личности»[5] .
2. У городского жителя, с его кабинетно - компьютерно - телевизорным образом жизни, велик интерес к телесным практикам в разных формах: научные телесно-ориентированные исследования, практики, тренинги,… «качалки», «танцы живота», фитнес, пластическая хирургия…
3. Большое хождение имеют всевозможные учения восточных и эзотерических культов, весьма внимательные к проблемам тела и души , предлагающие свои культурные практики воздействия на различные системы человека. Важно уметь различать в них полезное от сомнительного и вредного, следуя совету апостола Павла:" Все исследуйте , хорошего держитесь"
4. Не свойственная христианству позиция в отношении к телу выдается за таковую даже самими православными. Так, в беседах с православными на вопрос: «Кого пришел спасти Христос: всего человека или его душу?» Чаше звучит ответ: «Конечно, душу!»
5. Бурное развитие науки, привело к накоплению великого множества знаний о человеке и его телесности. Это побуждает многих специалистов заявлять о необходимости создания интегральной научной дисциплины или междисциплинарной сферы наук.
Вот почему так важен сегодня со всех точек зрения, обоснованный «в свете Христовом», опирающийся на практический опыт святых отцов, «ортодоксальный» ( «орто» греч. – прямой, правильный) взгляд на человека в целом, и на его телесность в с частности. Взгляд практический, применимый в гуще повседневной деятельности и в нашей духовной, церковной практике, для ежедневного восхождения на вертикаль плоти и духа, вместе с телом, к красоте Образа Божьего в нас, через Слово Божие. Ведь основные, т.н. привычные - « естественные» движения, могут быть и постоянным осознанным упражнением (т.е. аскезой, что значит «упражнение»). Это в первую очередь - дыхание, ходьба, сидение, стояние, поклон.... И от нас зависит: будут эти движения нас разрушать или укреплять и оживлять.
Культура порождает формы, эталоны тела и движения: « Убо образом ходит человек» (Пс. 38, 6) - чьим образом? Божьим или идольским? Поэтому нам важно определить метод познания, онтологические принципы подхода к телесности, основные обучающие приемы, составляющие неделимое целое.
Проблема телесности относится к числу «вечных» философских проблем и охватывает достаточно широкий спектр человеческого бытия. Тело человека изучают многие научные дисциплины. В первую очередь это антропология в разных направлениях – медицинская, историческая, культурная, социальная. Но православная культура тела, как прикладная часть православной антропологии должна опираться на догматику Церкви, святоотеческий опыт, богословские и научные труды православных авторов.
Кроме физических способностей, тело обладает еще и символизмом. Оно само - символ Богочеловека. К символичности, образности, языку тела, продолжая традиции Ветхого Завета, часто прибегает и Сам Господь. Бытовые и телесные метафоры делают Его учение и поступки понятными людям разного образования и сословия.
Для нашего исследования важно и то, что само тело человека всегда в поле внимания Христа. Он своим Пречистым Телом прославляет и Бога и человеческое тело. «Я есть Путь» - говорит Господь, чтобы мы следовали Ему во всех Его земных деяниях. Апостолы призывая нас прославлять Бога и в телах наших (1 Кор.6.20), учились этому у Самого Христа и передавали такой опыт людям. В каждом действии ученики видят не только, ЧТО Господь делает, но и КАК делает, ведь одно и тоже движение может быть наполнено разным качеством, состоянием.
Нигде не сказано о телесной увечности Иисуса Христа, этого и не могло быть, ведь Он пришел исполнить закон, а по нему священником мог быть только не увечный, и даже без внешних недостатков (не безбровый, не малорослый и т.п. ( Лев. 21,18-21)). А, поскольку Спаситель был нормально сложен и здоров, в совершенстве чувствовал и понимал тело, то нетрудно догадаться, как свободны и просты были Его движения, сколько естественной грации и достоинства было в каждом Его действии, жесте: Иисус плотничает в родительском доме, креститься, постится, молится, поёт, обнимает детей и учеников, много ходит пешком, говорит для тысяч людей сразу, омывает ноги учеников, исцеляет, воскрешает, питает чудесно умноженными хлебами и рыбами, вином, преображается, страдает, умирает, воскресает и возносится. А после свершения дела Спасения, создав на камне Своего Тела Церковь, подает нам все таинства чрез посредство нашего тела, прославляя и причащая его к Телу Христову. Господь не спасает нас одним только учением, воздействуя только на сознание, как например Будда. Наше тело ПРИЧАСТНО делу нашего спасения, это видно и потому, что в телесном поклонении и прославлении всегда виден духовный смысл. Перечислим их основные виды:
- телесное погружение в воду и помазание миром и маслом
- святое Причастие, которое мы вкушаем и пьем
- лобызание Чаши Причастия, других святынь
- лобызание рук и объятия между прихожанами и клиром
- крестное знамение, воздеяние рук, преклонение главы, поклоны
- крестный ход, стояние в храме на богослужении
- телесный пост, плач и воздыхание и пр. аскетическое делание
- молитва, пение, чтение, слушание, созерцание святынь, храма, икон
- обоняние воскурений. И пр.
Только целостное, полное переживание, « вкушений» этих телесных действий может быть залогом того, что все телесное прославление будет делаться и приниматься с благоговением, а не механически: « Все должно быть благоговейно и чинно» (1. Кор.14.40).
« Говорила кровоточивая: «если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею» - и получила по вере своей. Для нас, чувственных, необходимо чувственное прикосновение, чтобы принять нечувственную силу. Господь так устроил - Церковь его Святая имеет видимое устроение. Разнообразны части ее обнимают нас, и мы соприкасаемся с ними. Сила Божия, находящаяся в Церкви приемлется через такое прикосновение»[6]
Особо надо сказать о почитании тел святых - мощей, как составной части Богочеловеческого домостроительства спасения. Об этом свидетельствует тот факт, что храмы строились на гробницах и мощах святых, и святая литургия совершается только на антиминсе, в котором находятся частицы святых мощей. Отсюда следует благовестие о теле: « Тело ... для Господа и Господь для тела» (1 Кор. 6, 13). А через тело человеческое и вся тварь, вся материя обрела свой божественный смысл, богочеловеческий все смысл: « и сама тварь будет освобождена от рабства тлению в свободу славы детей Божиих... не только она ( тварь), но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, усыновления, искупления тела нашего» ( Рим. 8, 19-23)
Важнейшая задача культуры - самопознание, которое может привести человека к порогу храма или отвести его в противоположную сторону, в сторону увеличения пропасти раскола внутреннего (между умом и чувством) и раскола с Богом. Цель православной культуры помочь осознать пропасть, и обратиться к радикальному исцелению, целомудрию. « Целомудрие есть здравый (целый) образ мысли, т.е. не имеющий какой-либо недостаток и не допускающий того, кто его имеет, уклониться в невоздержание или окаменение».[7] Собственно целомудренное отношение к телу - это благоговейное отношение к нему, как дару Божьему: «Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела» (1Кор. 6:13).
Человеческая телесность выступает не только в пространстве индивидуальной жизни, но и в пространстве бытия других личностей. Все проблемы культуры межличностных отношений являются также и проблемами культуры телесной. Любой контакт с ближним должен начинаться с внимания к его физическому и «телесно воплощенному» душевному состоянию. Именно неумение наблюдать, чувствовать другого усиливает наш раскол с Богом, природой и самим собой…
У каждого есть выбор : противостояние тварному миру в целом, и - человеческому телу, в частности, или предстояние ему. Если мы выбираем второе, то у нас есть шанс освободится от субъект-объектного подхода, унаследованного русской культурой от западной науки и, свернуть с пути борьбы с Божьим творением, на путь преодоления раскола ради его преображения,
«Чтобы жизнь Иисусова открылось в теле нашем» (2Кор. 4.11)
( Алёшина Е.Д.)
[1] Иван Ильин « Основы православной культуры», М. АСТ, с.36
[2] Ю.М. Николаев. «К проблеме развития теории физической культуры»
[3] «Человеческая телесность в социокультурном измерении: традиции и современность», М.: РИО ГЦОЛИФК, 1993
[4] св. Афанасия Великого, Творенияю.ч.1, "Слово о воплощении Бога-Слова" , §22
[5] Доклад директора Института синергийной антропологии Сергея Хоружего на конференции "Дать душу Европе. Миссия и ответственность Церквей" - КРИЗИС ЕВРОПЕЙСКОГО ЧЕЛОВЕКА И РЕСУРСЫ ХРИСТИАНСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
[6] Св. Феофан Затворник "Мысли на каждый день", Москва, 2005, с.113.
[7] Преп. Петр Дамаскин. Поучения. 2,18
.