Православие, медитация,  йога, мастера и пр.  …


1. Споры о   медитации.

Многие   в наше время исследуют себя, мир и пробуют  найти Истину через практики разных духовных традиций. От них часто можно услышать, что медитация является инструментом не только йоги, что она помогает успокоить ум, достичь мышечного и эмоционального расслабления, освободиться от стрессов и хронической усталости, повысить способность к концентрации внимания, работоспособность.  В медитации выбирается  объект концентрации внимания - дыхание, мысль (доказательство теоремы - тоже медитация), движение, звук, образ,  приобретение профессионального, спортивного навыка, даже чистка картошки, пускание мыльных пузырей - дети прекрасно это делают до какого-то момента и это дает  им то качество жизни, к которому обращает Христос: " Будьте, как дети"

Само слово "медитация"- греческое и знакомо было в западной культуре изначально. То, что в нашем богословии звучит как "созерцание", в греческих первоисточниках писано именно,  как  этот термин - "медитация". В латинском языке ему соответствует глагол "медиатор". Одно из его значений  - "среди", "внутри". Исходя из этого, можно понять процесс медитации,  как погружения  во внутрь, концентрация, центрирование... Отсюда и слова:  медицина, медиана, медиация. Образно говоря,   медитация  есть  процесс приведения, возвращения себя к среднему, срединному (золотая середина), центральному, изначальному, умиротворенному, спокойному состоянию.
 
Медитация, в ее только психофизическом аспекте, конечно, всем на пользу, она есть, так сказать,  почва для развития внимания,  трезвения. Без нее, по словам святых подвижников, нет духовной работы, есть только обрядоверие - такое детское отношение к Богу: "Я Тебе, Боже, свечку и чтение молитв, а ты мне - вот это, это и это".

Современную церковь справедливо упрекают,  что у нас этому трезвенному созерцанию  практически  сегодня мало кто учит. Народ повалил в храмы, особенно в городах, особенно по праздникам, а где ж взять столько священников, что бы каждого человека реально духовно пестовать?...
Но с другой стороны, если уж человек пришел  в храм, пережив опыт личной встречи со Христом, то все ему там  постепенно откроется: и через молитву и через книги, которые, слава Богу, сегодня не из-под полы, и через людей, который возросли духовно чуть более...

Но в  медитации есть разные уровни. Человек целостен и порой душа, дух человека вовлекается в процессе исследования, самонаблюдения в сферы малоизведанные таинственные и небезопасные. Для человека, не определившего с конечной духовной  целью своих медитаций, или выбравшего целью просто  следование  происходящему,  быть " как дети", не менее опасно, чем оказаться без присмотра на городской улице без сопровождающего взрослого.
Если у  ребенка или ученика есть конкретная практическая цель,  есть родители,  или педагоги, которые (в среднем) его  способны как-то уберечь, направить в нужную сторону просто в силу традиционной бытовой культуры, (даже, если они атеисты с, так называемым, здравым смыслом).  Гораздо труднее детям или ученикам духовно мечущихся родителей, наставников....
Если вы не знаете глубинного смысла всего этого процесса, т.е. нет еще духовного самоопределения, то за вас как, за ребенка, его может сделать тренер, гуру,  духовный наставник, который знает, или думает, что знает,  что же  для вас лучше, и куда вас повести. Можно  повести  в приятные поначалу экстатические переживания, (дать конфетку), и если у вас есть внутренне чувство, что истина и "кайф" - не синонимы, (или родители предупредили ребенка: "  Не ходи туда,  не знаю куда" (с незнакомыми)), то вы сможете, при первых признаках такого навязывания смысла жизни, почувствовать опасность и безболезненно уйти.
А, если вы практикуете медитацию один, то может случится так, что некая сила выберет вас. И тогда вдруг появляются голоса, видения...,  и,  человек, вне опыта традиции, не зная еще своей природы,  рискует тоже увлечься, начать писать " духовные " картин, стихи, записывать учения "вознесенных владык" и пр., что в православной традиции называют " впасть в прелесть", прельстится, возомнить о себе и не услышать тех, кто пытается протянуть руку даже земного спасателя…
Прошу заметить мудрость русского языка: "спасатель" -  существительное несовершенного вида, он может и не спасти окончательно, даже сам погибнуть. Христос же - Спаситель совершенного вида, потому что, в отличие от земных,   "ведает, что творит". 


2. Кто такой мастер  медитации?

Мастером в любом виде практической деятельности называется тот, кто  в чем-то преуспел.  Но при этом всегда найдется тот, кто" круче" или по опыту, или по  врожденным способностям.  Мастер  медитации, как определенных, вполне описуемых технически практик, ничем тут не отличается - работай, дерзай!
    
В этом плане интересны некоторые суфийские мастера.  ОНИ честно и прекрасно сознавали,  что мастер - всего лишь  "продвинутый" в свое сфере  человек,  а,  т.к.  нет предела совершенства,  то ты,  пока    живешь на земле,  - не бог. Мастер просто имеет  и развивает дар  в чем-то своем, через что ЕМУ больше открыто общение с духами или Богом. Он  разрабатывает СВОИ техники этого общения, которыми отличаются  ордена и передаются от поколения к поколению.  Потому ученик, пожив некоторое время с одним мастером (шейхом),  часто посылался по рекомендации учителя-мастера к  тому или другому, смотря по " диагнозу" ученика.  

Еще пример: известный в наше время в эзотерических кругах - мастер медитации Ошо. Он -   безусловно, мастер, но ТОЛЬКО в медитации,  а все, что он говорит о молитве, это уже  проекция  медитации (техники), на процесс совершенного иного уровня и природы.   У него есть верные мысли  о других традициях  в общечеловеческих психологических наблюдениях, и это на многих действует подкупающе, вызывая доверие ко всему, что он говорил,  но Ошо - не мастер  иной традиции и молитвы, и сам признает тот факт, что в них не рос, не имел духовных наставников, и  его проблема, что он не осознал,  что у него нет права рассуждать о том, в чем НИКОГДА не жил. Потому столько богохульства  у него о Христе и  оскорблений в адрес этой, неведомой ему традиции.

Человека искуситель изначально ловит  на простой трюк его ума:  нам кажется,  что раз  некто про что-то (например,  медитацию) говорит так уникально, потрясающе  глубоко и доступно, и это тут же проверяется на практике, то и про все другое он, наверное, так же  верно должен говорить… И можно уже не проверять, а поверить на слово.  Это так наивно,  по детски -  все равно, что считать, что девушка  под куполом  цирка (тоже - МАСТЕР  своего дела), такой же мастер в отношениях с мужем, или  цирковым медведем.

Легко попасться  на своей детской доверчивости, не увидеть, что в другой области человек  даже не сознает, что слеп и ведет  другого  в яму, потому, как и ведомый пока слеп и не ведает,  что его проводник   в другой области может быть еще слепее  самого ведомого.
Ошо не принадлежал  сам ни одной духовной традиции, и знал их внешне - по книгам.  Он  сам сказал: "  Я прочитал все ваши книги" - это просто говорит о нем, как о читателе, интерпретаторе прочитанного, но  и разоблачает его, как  учителя " на все времена и народы".
Ошо и многочисленные гуру современности (Кришнамурти, Саи Баба, Шри Чанмой и пр.) судят о Книгах Откровения так же, как о книгах ученых или писателей, которые  сейчас стали всем доступны. Их  все можно поставить на одну  полку рядом или записать на один диск, и это создает иллюзию, что достаточно уметь читать или  иметь духовный опыт своей традиции, который был впитан неосознанно с детства, от  корней своего  ( в данном случае-индийского) рода,  и это дает право  уравнять или перетолковать  в  терминах  своего мировоззрения все только потому,  у каждого есть способность "читать по-своему". В этом плане очень показательны попытки тех,  кто верит в реинкарнацию,  убедить христиан, что они "не  замечают в своей Библии  указаний на  закон реинкарнации".

Но давайте представим, какова была  бы участь учения ОШО и многих других мастеров и учителей пару веков назад -  они, не имели бы возможности   "читать все книги", писать свои и уж тем более - тиражироваться  по всеми миру в аудио и видео...
Их учения даже сейчас, при всех средствах современных  информационных технологий не порождает  святых, а только новых   тренеров- мастеров, которые за немалые деньги привлекают много ищущих последователей. С их природными данными, все же оставались  бы они  именно  местными мастерами медитации: " Где родился - там  и пригодился". Униях  нет, не было и не будет таких учеников, какие были у  Христа - простые рыбаки, которые  изменили  мир, жертвуя всем и, неся  в себе образ своего Учителя. 
А ведь 2000 лет назад не было НИКАКИХ средств распространения  Евангелия, кроме живого слова и примера. Сам Новый Завет  был написан спустя десятки лет. Апостолы несли не сколько учение и техники, сколько в первую очередь -  ЕВАНГЕЛИЕ ( благую весть) о том, что БОГ пришел, воплотился, победил смерть и сатану, и теперь все уже - иначе. Теперь  Он может стать вам сродником по плоти через веру, таинства крещения, покаяния, причастия. А все техники и учения нужны  в дополнение  к тому домостроительству, которое осуществил Сам Господь своим воплощением, распятием и воскрешением. Книги, духовные практики нужны для того, чтобы действительно в это  вслушаться, вчувствоваться: " Благоразумный внимателен к путям свои", " Вера начинается со слушания", "исследуйте свои пути", "Все исследуйте, хорошего держитесь" и  пр.…
Получается, что принципиально такие мастера, как  ОШО,  ничего нового не породили, кроме еще одних -  своих интерпретаций Священных Писаний и чисто инструментальных средств для медитации, которые могут  помочь что-то узнать о себе, но могут, благодаря  доверчивости к упомянутым интерпретациям,  и повести в искушение -  "мы пойдем другим (своим) путем".
Была  когда-то картина с таким названием, где молодой  Ульянов- Ленин со сжатым кулаком и горящим взором  устремлен в неведомое будущее. Но теперь оно нам  очень даже  стало "ведомо"….
Молитва восходит   к  конкретной  Личности, если ты реально общаешься и знаешь с Кем, т.е. к Кому обращена молитва. В медитации ошевского типа, по его учению -  это только мешает.  Хотя, повторюсь - медитация, как способность к "внутрь-пребыванию", по слову св. Феофана Затворника, нужна как почва, основа, фундамент, средство в любом повседневном действии. 




3. " Дух творит себе формы"

Среди занимающихся в  чисто оздоровительных целях йогой, как фитнесом,  есть те, кто в карму не верит и потому духовно не повреждается. В этом плане интересен пример наших православных батюшек и богословов,  среди них есть известный богослов - женщина Татьяна Горичева. Но сама я уверена, что даже с оздоровительной целью - это все временно, т. к. все же " дух творит себе формы" и рано или поздно православный дух воспротивится и поведет к иным формам...


Как пример, интересна базовая стойка в йоге - полное выражение горделивого человека. Но, как компенсация сутулости, может быть полезна - для коррекции, А "прививаться" к такому образу в повседневности не полезно во всех аспектах. Увы, постоянные адепты, привыкают и ходят " таким образом" с жесткими спинами и шеями - "жестоковыйные".
В Писании сказано:" Убо образом ходит человек". Но  каким, чьм образом? - Божьим образом внутреннего человека или идольским?
Ни на одной иконе мы не увидим такой горделивой  позы - всегда тело просто. На церковнославянском слово "просто" означает  -  прямо, свободно, к чему и призывают на литургии возгласом: " Премудрость! прости!", чтобы собрались и телом и душой внимать премудрости Слова Евангельского. Увы, большая часть прихожан (по опросу) не знает значения этого призыва, а если и знает, то большинство стоят, как привыкли, т.к. культуры воспитания тела у нас нет. Как  надо правильно  стоят, дышать, ходить  в нашей гиподинамичной жизни - все утратилось. И если кого и учат, то больше профессиональным стойкам и видам движения (танец, модельный бизнес, армия). Правда артистов и певцов учат правильному дыханию, но это единицы...

Из этого простого положения и к поклону перейти естественно, потому, как в простом положении тела, он внутренне уже есть как состояние. И поклон этот оказывается -  " сердечным", как смирение и объятие (грудная клетка мягко округляется).
А в Китае, Японии, Индии поклон с жесткой спиной - от тазобедренных суставов. В нем  - больше традиция выражения уважения, почтения, но такое положение тела несет скрытое напряжение.
Сам поклон совершается со следующего исходного положения: кланяющиеся стоят друг напротив друга на расстоянии трёх шагов и смотрят друг другу в глаза (т.е. шея - напряжена). Во время поклона мужчинам спину необходимо держать прямо, ноги должны быть сдвинуты. Руки у мужчин лежат по швам, носки - слегка врозь. Замечали в наших храмах? - некоторые вот так " по- японски" кланяются, не сводя глаз со священника. Женщины же  в Японии  складывают руки перед собой, носки  могут слегка смотреть внутрь (тут в позе будет больше мягкости и смирения, ну а как без них совсем прожить в семье и обществе???!!!).

Православный в  сердечном поклоне благоговейно склоняет голову, глаза и сердце не перед внешним человеком, а перед невидимым внешними очами, Образом Божьим. Такой поклон, как удар по камертону перед началом общения,  призван дать настрой на верный тон (если не делается только внешне).

В йоге - опора на идею кармы, реинкарнации. Ценность тела здесь лишь, как инструмента, как временной одежды. Цель - выйти из колеса перевоплощений, не возвратиться  в тело и слиться душой с Атманом. А раз так, то главная цель хатха-йоги: подготовить дух к выходу их тела, т.е. тело должно быть в пределе отброшено: " Я - не мое тело" - это главное, и это ведет к совсем другим технологиям работы с телом.

Только в Библии человек сотворен по образу Божьему, и потому невозможны перевоплощения души в тело животного или другое тело человека - это кощунственная идея для того, кто верит в то, человек , его тело сотворен особо Самим Богом, в отличие от иных живых существ: " И создал Господь человека из праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни и стал человек душею живою". Здесь очень важная идея - весь человек в единстве  с одушевленным  прахом - есть ДУША живая и образ Божий.
Причина усугубившего внутреннего раскола современного человека, - наследие последних времен, когда светское научное образование стала выводить душу, как психику производную от деятельности мозга. Наука все делит и изучает в разных дисциплинах: психику отдельно от тела и тело отдельно от души. Она по иному и не может, но в исследовании мира нам изначально подан и другой способ его постижения - целостный и ценностный, через приобщение к Церкви Христовой и Духу Святому, всегда живущему в ней, помогающему примирять современною науку и веру. Пример - св. Лука Войно-Ясенецкий: священник и хирург.

Хотя сейчас появилось много научных телесно-ориентированных подходов, но без полноты православной антропологии. Тело не просто инструмент, или платье, которое можно отбросить или заменить, как в других религиях, а - видимая часть души, не зря тела после того, как души согрешили, сразу отразили их падение - утратили первоначальный вид, и вызвали чувство стыда и были препоясаны, а потом одеты Богом в кожаные ризы...

Библия дает  нам  Христоцентричную антропологию, т.к. сам Господь освятил человеческое тело своим воплощением в земное тело, преображением его на горе Фавор, воскрешением и вознесением. Наше тело не просто организм, оно - творение и дар Божий. И осквернить его можно, как темными оккультными практиками, так  и уничижением не по разуму, что присуще многим ересям и сектам с первых веков христианства…. Но апостол Павел пишет,  что "иная плоть у человека, иная у скотов".   
То что ослик в Евангелии, которым управляет через Свое Пречистое Тело, сидящий  на верхом Господь,  есть символ всей твари (космоса) -  это встречается в толкованиях часто. Тело содержит в себе творение, но не равно ему. После многих лет "эволюционного" промывания мозгов это как-то забылось...
Даже великие  святые  в деталях заблужались, и у Святых Отцов были разногласия, но не в главном... иначе бы Церкви не устаять от вечно раздирающих ее разномыслий, расколов и пр.

После грехопадения - человек не стал богом, как обещал искуситель, а упал ниже человеческого, даже животного состояния из-за того состояния в котором он оказался после падения, породившего раскола, разделение ( др.-греч. "шизо" - раскалываю) с Богом, с ближним, с природой и с телом. Но Образ Божий в человеке,  пишет митр. Антоний Сурожский, как в поруганной иконе, замазан грязью, подновлениями, но не отнят, иначе бы не было способности внимать Божественному Откровению и стремится к уподоблению этому Образу.
И,  без помощи Божьей, одними техниками, упражнениями радикально ничего не изменить. Хотя можно помочь на время, или переместить проблему в другую часть тела. Так, один мой  знакомый, выполняя комплекс йоги для избавления от боли в пояснице,   стал  мучаться  от таких же!!! по силе от болей в плечах, а еще чуть позже в коленях… Так же как  и  в духовном плане мы можем "передавливать" грех их одной формы в другую, вместо избавления от него через покаяние,  с помощью Божией.
Только Бог, который создал это тело и, воплотившись  в него, прошел  в нем земной путь от рождества до смерти,  через распятие, и воскрешение к вознесению этого тела, знает о нем ВСЕ . И только  Он может нас провести по жизни  в этом теле, в соответствии с Истиной, а не с нашим убогим, ограниченным пониманием и усилием.

... Недавно видела в новостях по TV фрагмент семинара гуру йоги Айенгара - если судить по плодам внешним, то тело его в печальном состоянии,… Не знаю, как люди могут вдохновляться его примером относительно  возможности получения одного только оздоровительного результата? А про духовные плоды от  следовании я этой традиции,  исходя из христианского видения, много сказано  до меня.
Так что, как сказано в Евангелии - " ищите прежде Царства Небесного, а остальное вам приложится", в смысле - остальное будет открываться, сознаваться и ВОПЛОЩАТЬСЯ в теле по мере роста духовного, по мере умения ставить себе правильные вопросы и молится об ответе от Господа.  Он - то уж точно знает лучше всех врачей и тренеров устроение тела, его связь с душой т духам,   и его возможности. Просто ответ не всегда приходит сразу, т.к. не всегда  для духовного роста   полезно  быстро избавиться от проблемы (или вопроса).

     Подводя итог:  предлагая телу те или иные практики, нужно осознать, что мы хотим от тела, к чему его предназначим? Ведь не случайно в Новом Завете тело - это храм. Как сказано в псалме 126: "Если Господь не созиждет дом, напрасно трудится строитель". А на Руси есть поговорка: " Без Троицы дом не строится".




Hosted by uCoz