Меня часто с опасением спрашивают:
"Нет ли чего "сектообразного, еретического" или "прелестного" в самой постановке вопроса о культуре тела в православной традиции и в предлагаемой программе?… "
Насчет прелести - отвечать как-то даже неловко, т.к. совершенно это отрицать и будет означать, по моему, впасть в прелесть, т.е. льстить себе, что нет текущих, свойственных любому развивающемуся процессу, ошибок. Но, колебания и падения неизбежны, главное встать и осмотреться. Потому буду признательно за взвешенную критику или советы: "Надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1 Кор. 11, 19).
Поскольку речь все же идет о телесности именно в аспекте воспитания культурном и коррекционно-соматическом, опирающимся с одной стороны на православную антропологию, а с другой на современные достижения официальной науки в области психологии и физиологии движения, то участники курса отмечают именно возрастание трезвости в самооценке, но и как следствие это помогало и в духовной (и церковной) жизни и в семейных отношениях.
Это является и важнейшей целью занятий, отслеживаемой посредством налаженной обратной связи на каждом занятии. Но были случаи закономерного " тихого ухода" с программы тех, кто был не готов расстаться с иллюзиями "о себе любимом" и искали преимущественно быстрого способа оздоровиться (последнее случалось с не воцерковленными), не понимая значимости для всех сторон жизни церковной жизни и участия в таинствах. .
Есть у меня и благословение на эту деятельность, и единомышленники. Есть и с ходу отвергающие, противники. Правда аргументов убедительных у них не было, был только страх на предмет, "как бы чего не вышло", обходились же , дескать, наши предки без таких курсов...
И, Слава Богу за все ! Ну и, поскольку я вела занятия при храмах, то они был подвергнуты оценке священников и тех прихожан, которые занимались, и никто еще не заметил, никакой ереси. Наоборот - практически все сознавали, что до занятий находились (неосознанно) в некотором монофизитском гнушении плотью, а, как следствие, имели проблемы и в теле, и в семьях. Это отношение к телу, как плесень расползлась по приходской жизни, и этому есть психологические и исторические причины. ( см. статью " Причины гнушения плотью")
Пересмотр отношения с телом сказывался в лучшую сторону на самопонимании, общении с ближними, молитвенной и покаянной практике. А спорные моменты мы всегда обсуждали, приходя к взаимопониманию.
Я давно живу, и давно начался мой поиск себя и Бога…. Приходилась в некоторых творческих коллективах с печалью констатировать, а теперь вот и в церкви вижу, стремление людей не открыться Богу и расти, а, открыв, что-то одно, ограничить себя этим.
И еще мне близок такой подход: "В главном - единство, во второстепенном - разнообразие, и во всём - любовь" (Августин Блаженный). Наше время призывает нас искать новые способы раскрытия полноты православного учения, новые форм проповеди. Мне и моим многим знакомым православный взгляд на телесную культуру помог воцерковиться. И потому я дерзаю предлагать исследовать эту тему еще и как возможность для миссионерства .
Бог все сотворил прекрасным. Человек упал в самовожделение тщеславие, прелесть. Грехопадение исказило истинную красоту, здоровье, творчество, познание, но не уничтожило эти дары Божии в нас. И выход один - искать, прежде всего, истину, Царство Небесное, образ Божий в нас, через явление Его в воплотившемся Богочеловеке. Тогда все нам приложится и, пусть и через ошибки, заблуждения мы сможем различать и выбирать правильно:
" Все исследуйте хорошего держитесь".(1 Фес.5.21)
"Искушения как бы топчут человека, претворяя зерно в муку. Они попускаются нам по промыслу Божию, к великой душевной пользе нашей: от них получаем сердце сокрушенно и смиренно, которое Бог не уничижит"
( Свят. Игнатий Брянчанинов),
"Без попущения искушений невозможно познать нам истины" (преп. Исаак Сирин, 58, 10).