Меня часто с опасением спрашивают:

"Нет ли чего "сектообразного, еретического" или "прелестного" в  самой постановке вопроса о культуре тела в православной традиции и в предлагаемой программе?… "
     
       Насчет прелести - отвечать  как-то даже неловко, т.к. совершенно это отрицать и будет означать, по моему,   впасть в прелесть, т.е. льстить себе, что нет   текущих, свойственных любому развивающемуся процессу, ошибок.   Но, колебания и падения неизбежны, главное встать и осмотреться. Потому   буду признательно за взвешенную критику или советы: "Надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1 Кор. 11, 19).

 
     Поскольку речь все же идет о телесности именно в аспекте воспитания культурном  и коррекционно-соматическом, опирающимся  с одной стороны на православную антропологию, а  с другой на  современные достижения  официальной науки в области психологии и физиологии движения, то  участники  курса  отмечают именно возрастание  трезвости в самооценке, но и  как следствие это помогало и в духовной (и церковной) жизни и в семейных отношениях.
     Это является и важнейшей  целью занятий, отслеживаемой посредством налаженной  обратной связи на каждом занятии.  Но были случаи закономерного " тихого ухода" с программы тех, кто был не готов расстаться с    иллюзиями "о себе любимом" и искали  преимущественно быстрого способа оздоровиться (последнее случалось с не воцерковленными), не понимая значимости  для всех сторон жизни церковной жизни и  участия в таинствах. .

     Есть  у  меня и   благословение   на эту деятельность, и единомышленники. Есть и с ходу отвергающие, противники.  Правда аргументов убедительных у них не было,  был только страх на предмет, "как бы чего не вышло", обходились же , дескать, наши предки без таких курсов...
    И, Слава Богу за все ! Ну и,  поскольку я вела занятия  при храмах, то они был подвергнуты оценке священников и тех прихожан, которые занимались, и никто еще не заметил, никакой ереси. Наоборот -   практически все сознавали, что  до занятий находились (неосознанно) в  некотором  монофизитском гнушении плотью, а, как следствие, имели проблемы и в теле,  и в семьях.  Это отношение к телу, как плесень расползлась по приходской жизни,  и этому есть психологические и исторические причины. ( см.  статью " Причины гнушения плотью")
     Пересмотр отношения с телом сказывался в лучшую сторону на  самопонимании, общении с ближними, молитвенной  и покаянной практике. А спорные моменты мы всегда обсуждали, приходя  к взаимопониманию.
     Я давно живу,  и давно  начался мой поиск себя и  Бога…. Приходилась в некоторых творческих коллективах с печалью констатировать, а теперь вот и в церкви вижу, стремление людей не открыться Богу  и расти, а, открыв, что-то одно, ограничить себя этим.
   
    И еще   мне близок такой подход:   "В главном - единство, во второстепенном - разнообразие, и во всём - любовь" (Августин Блаженный).  Наше время призывает нас искать новые  способы раскрытия полноты православного учения, новые форм проповеди. Мне и моим многим знакомым    православный взгляд на телесную культуру помог воцерковиться. И потому я дерзаю предлагать исследовать эту тему  еще и  как  возможность для миссионерства .
       Бог все сотворил прекрасным.  Человек упал в  самовожделение тщеславие, прелесть.  Грехопадение исказило истинную красоту, здоровье, творчество, познание, но не уничтожило эти дары Божии в нас. И выход один - искать,  прежде всего, истину, Царство Небесное,  образ Божий в нас, через явление Его в воплотившемся  Богочеловеке. Тогда  все нам приложится  и,  пусть и через ошибки, заблуждения мы  сможем  различать и выбирать правильно:

" Все исследуйте хорошего держитесь".(1 Фес.5.21)

"Искушения как бы топчут человека, претворяя зерно в муку. Они попускаются нам по промыслу Божию, к великой душевной пользе нашей: от них получаем сердце сокрушенно и смиренно, которое Бог не уничижит"
( Свят. Игнатий Брянчанинов),

"Без попущения искушений невозможно познать нам истины" (преп. Исаак Сирин, 58, 10).         

Hosted by uCoz