Алешина Е.Д.
Пеленание - первое препоясание.
Сегодня родителям настойчиво внушают, что пеленание - процедура насилия над личностью, которой так хочет двигаться! Создается впечатление, что ребенок, словно жеребенок, как только родился - уже бегает, а его все пеленают и пеленают...
Так кто же прав - наши предки или мы, такие образованные и свободолюбивые?
Даваете рабираться и пусть наша образованность послужит не нашему тщеславию, а умению исследовать вопрос с точки зрения здравого смысла, современной науки и духовной традиции.
Как развивается младенец внутриутробно, что переживает новорожденный, как он себя ведет? Зачем и каких народов применялось пеленание?
Совреманные исследования свидетельствуют, что уже на 3 месяце внутриутробного развития у ребенка появляется осязание, то есть чувствительность кожи. К четвертому месяцу у него появляются координированные движения, и малыш на ощупь может найти свой рот и начинает сосать свой палец или кулачок. Пока вес ребенка не очень велик, он свободно плавает в околоплодных водах и иногда наталкивается ручками или ножками на стенки матки, стимулируя, таким образом, свою кожную чувствительность и развивая осязание.
К 32 неделе внутриутробного развития ребенок уже не может свободно двигаться, окружающая его матка постоянно соприкасается со многими частями тела, как бы обнимая его. Периодические сокращения стенок матки (так называемые сокращения Брекстона-Хиггса) дают ему опыт более сильных телесных впечатлений, плотных объятий, которые становятся неотъемлемой частью воспоминаний о внутриутробном комфорте.
На последних неделях внутриутробного развития, руки ребенка из-за недостатка свободного пространства уже плотно прижаты к телу и это состояние становится еще одной внутриутробной привычкой. Ладошки ребенка имеют возможность соприкасаться только с собственным телом и ртом, поэтому ребенок получает основную тактильную информацию ото всей поверхности кожи, которую обнимает и стимулирует матка.
После рождения ребенок переживает невероятный стресс - боль сжатия в родовых путях и боль первого вдоха (разворачивание легочной ткани), встреча с гравитацией, светом, температурным перепадом и огромным для него пространством.
Ребенок испытывает чувство паники и ужаса, если его руки и ноги, привыкшие упираться в стенки матки, болтаются в воздухе и не находят никакой опоры. Он очень пугается при всяком движении своих рук и ног и успокаивается, если его прижать к теплому телу взрослого или хотя бы придержать болтающиеся ручки или ножки своей рукой. Эти специфические движения называют "вскидываниями".
После рождения развитие осязания новорожденного происходит за счет накопления и дифференцирования информации, которую он получает извне. Также как и в утробе матери, стимулами для ребенка являются прикосновения ко всей поверхности его тела и, особенно, к его ручкам и ножкам.
Стимулами для развития осязания ребенка является абсолютно все, к чему он может прикоснуться: пеленка, одежда, тело взрослого человека, собственное тело и т. д. Чем разнообразнее стимулы и чем чаще они воздействуют на малыша, тем активнее идет развитие его осязания. Таким образом, для того чтобы у ребенка успешно развивалось осязание, не-обходимо, чтобы руки и ноги ребенка постоянно натыкались на разные поверхности, находящиеся близко к его телу, пока он еще не успел "вскинуться" и испугаться.
Когда мама носит малыша на руках или спит с ним вместе, она своими объятиями создает знакомые телесные ощуще-ния. Рядом с матерью и у нее на руках ребенок спокойно спит без пеленки, поскольку, обнимая дитя, она препятствует "вскидываниям". Согретый теплом матери, ребенок не нуждается в большом количестве одежды, и может находиться с обнаженными ручками и ножками. Это позволяет, прикасаясь к различным поверхностям, получать максимум информации в комфортной ситуации.
Именно так обращаются с младенцами многие примитивные народы в теплых странах до сих пор сохранившие различные приспособления для постоянного ношения ребенка на себе (различные держатели, перевязи, и т.д.). Однако следует учесть, что у этих народов обычно вообще нет никаких устройств, куда бы ребенка помещали отдельно от матери (типа колыбелек, гамачков и др.), поэтому ребенок находится на руках 24 часа в сутки, что вряд ли способны проделать современные родители.
Свободное пеленание
В России условия жизни и труда не способствовали постоянному ношению ребенка. Если ребенок вынужден какое-то время находится без мамы, особенно во время сна, то наилучшим способом уберечь его от "вскидываний" и стимулировать развитие осязания является обычная пеленка. Как только новорожденного спеленывают, придав ему внутриутробную позу, он тут же успокаивается. В данном случае речь идет не о тугом, а о свободном пеленании, позволяющем ребенку совершать движения руками и ногами. Чем меньше одежды под пеленкой, тем лучше развивается осязание, потому что ребенок наталкивается ручками и ножками не только на пеленку, но и на собственное тело. Кроме этого пеленка обхватывает малыша и стимулирует осязание всей кожи, которая с ней соприкасается.
При этом спеленатый ребенок имеет возможность подтянуть ручки к лицу, найти свой ротик, как он и делал внутриутробно, сосать палец или кулачок, болтать ногами, и др. Постепенно ребенок привыкает к своим рукам и координирует их движения более уверенно. Это происходит примерно к 10-30 дню, и с этого времени малыши перестают будить себя резкими движениями. Однако часть детей сохраняют "вскидывания" до 3-6-ти месячного возраста и нуждаются в более продолжительном пеленании. На руси переставали пеленать, когда ребенок сам выпутывался из пеленок. Тем самым демонстрируя потребность в большей свободе, но и большую подготовленность к ней.
Кроме пеленания существовали какие-то специальные мес-та, куда откладывали спеленатого ребенка, (типа зыбки, ко-лыбельки, гамачка и др.), повторяющие форму пеленки, кото-рые, как правило, еще можно было покачивать, для создания полной иллюзии того, что ребенок продолжает находиться на руках у взрослого. Важно и то, что деревенская зыбка подве-шенная под матицей (главной балкой потолка избы) совершала трехмерные движения в пространстве, тем самым задавая телу младенца опыт общения в гравитационном поле.
В деревне опытная повитуха видела как помочь новорожденному: кому приходилось ладить форму черепа, кого туго пеленать. Тугое пеленание свивальником ребенка использовалось для выхаживания ослабленных недоношенных детей, травмированных во время родов, то есть как своеобразная лечебная процедура. Бездумное и длительное использование тугого пеленания замедляет развитие основных движений руками, ребенок привыкает к своим ручкам только к 6 ме-сяцам и может даже в 7-8 месяцев будить себя резкими движениями.
Если новорожденный ребенок находится без мамы и без пеленки, то количество сенсорных стимулов опять-таки уменьшается. Из-за несовершенства терморегуляции малыша, оставляя его лежать без пеленок, родители вынуждены одевать на него различные костюмчики, штанишки, что опять таки обедняет возможности осязания ребенка, потому что свобод-ными остаются только ладошки, а теплого тела - самого знакомого и развивающего стимула они как раз касаться практически не могут - все спрятано в многочисленных одежках. Ребенок еще долго сохраняет способность получать информацию всей кожей, поэтому, чем большую поверхность кожи мы закроем, тем больше обедним его возможности восприни-мать многочисленные сенсорные стимулы.
В одежде нет реакций на сенсорные стимулы, не накапливается информация, развитие осязания тормозится! Замечено, что дети, которых содержат совсем без пеленки и оставляют подолгу лежать, размахивая руками и ногами, впоследствии гораздо медленнее приспосабливаются к своим рукам, чем те, кого знакомили с ручками постепенно. Ребенок становится более беспокойным, ему сложнее уснуть, а, заснув, он будит себя вскидыванием ручек и ножек.
Поэтому не надо кидаться в крайности. Для наилучшего развития осязания у новорожденного важно сочетание двух взаимно дополняющих приемов - пеленание на время сна, и минимум одежд, когда он на руках взрослого, где ребенок может быть согрет теплом человеческого тела и получаеь максимум сенсорных стимулов;
Сегодня, оторвавшиеся от традиционной культуры взрослые мысля заморскими штампами, считают пеленку насилием, а штаны, носки, памперсы и тряску в коляске маленького беспомощного человечка - проявлением свободы личности ребенка, не учитывая его физиологических и психологических особенностей и потребностей. Внешне они руководствуются заботой о свободе и развитиии ребенка, а неосознанно потакают своему тщеславию и желанию по быстрей освободиться от "старомодных" пеленок, поскорее напялить на него модные штанишки и костюмчики и бессмысленно трясти его в коляске, обсуждая свои дела с подругой. Возможно, что эти часто наблюдаемые на городских улицах картины, где взрослый бессознательно трясет коляску - тоже одна из причин разболтанности и рас-хлябанности современного поколения.
Кроме физических причин у пеленания есть и культурные.
Культура у разных народов определяется тем, во что люди верят. И климатические условия - вторичны по отношению к духовным ценностям. Если родители верят в сотворение человека по образу Божьему, (а не считают себя потомками какого-то священного животного, к примеру), то и соответствующее воспитание начинается уже с зачатия, и культура воспитания младенца включает в себя развитие в послушании к этому образу в себе. В Библии это выражется образом перепоясывания: " Встаньте и препояшьтесь". Препоясание, как и переодевание, помогает собиранию, переходу из одного состояния в другое.
В Новом Завете от прямого бытового смысла восходят к духовному: "препояшьте чресла ума вашего" (опять же здесь - послушание воле Божьей). Но понять последнее невозможно, если не понятен первый буквальный, телесный смысл, если осталось непрочувствованным, что же даёт положитльного такое утеснение себя припомощи пояса?
Для младенца послушание пока в пеленании (свободном). Пеленание после периода кормления, гигиенических процедур и общения со взрослым, помогает ребенку вернуться к состоянию внутриутробного покоя, минимальной подвижности. Тем самым ребенок получает опыт чередования ритма активности (свободы) и смирения, подчинения, ограничения ( покоя ).
Сейчас мало кто помнит, что при крещении младенца крестная мать вместе с нательным крестом дарила нательный пояс, который и далее определял во многом телесную культуру, многие обряды. При чем, если в языческой Руси пояса играли роль оберега, их плели с символическими узорами и одевали на одежду, то упомянутый нательный пояс крещенного играл совсем другую роль - служить напоминанием и одеянием посвященности (через таинство крещение) в служение Христу. Без такого пояса и не хоронили, в знак того, что человек был верен этому служению. ( см. подробнее о символизме пояса - " Пояс" и "Пояс верный друг сердечный"