иером. Киприан


Новая тварь радуется



Прославляя схождение Господне во ад и память неверующего ученика Его, Фомы
Близнеца, Церковь на утрени поет этот светилен:  "Днесь весна благоухает и новая тварь радуется"
Наибольшее приближение Творца к твари произошло в момент воплощения, когда Слово
стало плотью, Глагол Божий стал человеком, Божия Матерь собрала расстоявшееся
естества, "совокупила небесным отринувшееся естество нашего рода".005

Тогда точно небо и земля соединились, точно стерлась кажущаяся нашим несовершенным
очам тонкая линия горизонта. От момента рождения, встреченного землей лучшими ее
дарами с богатейшего Востока и до дня погребения Его в земле, в новом гробе с
ароматами - вся жизнь Его была беспредельной любовью к твари, в добровольно
принятом облике раба.
Не мог Посланный ради спасения мира из любви к миру не любить его, не любить
красот этого тварного мира, не любоваться этой природой, не наслаждаться ею.
Господь Спаситель не уходил от красот этого мира. Проведя в пустыне 40 дней,
искушаемый князем мира сего, Он пошел в мир, чтобы спасти его от власти князя
сего. Он пошел к людям, в жизнь, в природу, к твари, пошел их любить, их
спасать, их преобразовывать. С любовью Содержащий все в Своей руке смотрел на
восходы и заходы солнца, "одевающийся светом яко ризою" смотрел на стройные
хороводы светил над Иорданской пустынею, "Повесивший землю на водах" смотрел на
зеленые масличные деревья, на виноградники, Насадивший Своею десницей виноград
сей - Церковь Свою, взирал на желтеющие нивы - на все, созданное Творцом во
славу Его. Он любил все сие, ничего не отвергал, ничего не проклинал, ничего не
гнушался, как не гнушался и не отвергал рода людского, валяющегося в пучине
грехов и чающего избавления и любви...

Он пошел к людям не для того, чтобы отучить их есть и пить, не для того, чтобы
обречь их на постоянный пост и бесплотное житие, но чтобы накормить голодных и
напоить жаждущих, благословить их радостные вечери. Он пошел к людям не для
того, чтобы проклясть брак и проповедовать целибат, но для того, чтобы
благословить брак и претворить на нем воду в вино - и это было Его первое чудо.
Он пошел к людям, чтобы научить их любить друг друга, чтобы избавить их от
греха, чтобы взять их грех на Себя, сораспять его с Собою. Избавить от греха и
прославить плоть, а не проклясть ее. …
Сын не возгнушался облика человека плотского, рабьего, Дух не возгнушался
явиться миру в чистом облике белого голубя.
Бог не отвернулся ни от чего Им сотворенного и, продолжая все любить, нам
заповедует то же. Так и святой Апостол Павел поучал святого Тимофея, говоря, что
"всякое создание Божие добро, и ничтоже отметно, со благодарением приемлемо,
освящается бо словом Божиим и молитвою. Сия вся сказуя братии добр будеши
служитель Иисуса Христа", (1Тим. 4, 4-6).

Все в простоте и веселии сердца приемлется все как добро, ибо
вышло из рук Преблагого, Премудрого и Совершенного Творца и сотворено все
идеально, без погрешки, без порчи. Не материя, не тварь согрешила, а человек,
его наклонность к разумничанию, рационализму; и вслед уже за человеком вся тварь
изменилась, подверглась порче и греховному влиянию. Сама по себе природа не зла,
мы же ее на зло себе употребляем. А св. Исповедник Максим так вещает:
"зло созерцается не в естестве созданий, но в погрешительном и неразумном их движении"008

И чтобы совершенно приблизиться людям, даже больше, чтобы их причастить Своего
Божественного Тела, Господь снова обратился к чистым плодам матери-земли.
ночь, в нюже предаяшеся, паче же Сам Себе предаяше за мирский живот" 010 , Он
взял от плодов золотой пшеницы и от искрящегося, душистого лозного плода и
пожелал в них, в этих плодах, переложить Свое Тело и Кровь.
Он возвел очи к небу, к Творцу и Богу, чтобы принести эту жертву от твари Творцу
за тварный мiр.
***
Во всем богослужебном переживании Православной Церкви, в обрядах, обычаях и
сознании народа (особенно у нас, русских) ощущается это освящение твари,
проникновение Церкви во все моменты человеческой жизни, благословение ее.
.
На Преображение благословляется гроздие и начатки овощей, в Пасхальную ночь
церковные дворы по всей Руси уставлены горящими свечечками, совершается
благословение мяса, яиц, сыра и "огустевшаго млека", читаются молитвы над солью,
над гумном, над сеянием, освящаются рыбарские мрежи, освящается новый колодец и
новый дом, освящается вода, вино, елей в случае их осквернения. На день св.
Богоявлений освящается естество водное. На каждой праздничной вечерне
совершается торжественное освящение хлебов в храмовом притворе

Центрально и велико место праздника Преображения в православной христологии.
Нищенствующая и бесплодная философия протестантизма не поняла и не приняла
Преображения. Изуродованная догматика папского латинства не почувствовала его
глубины и смысла. Они отвергли Царствие Божие, открытое человекам в этом дивном
празднике, не поняли пророческих слов псалмопевца царя: "Фавор и Ермон о Имени
Твоем возрадуетася", они не поняли глубины и величия Воскресения, то есть
прославления, показанного в Преображении.
Преображение есть праздник прославления или обожения нашей человеческой плоти,
что является конечным моментом, целью нашего спасения. Отделять свое спасение
от прославления невозможно. Стремясь к своему спасению и спасая себя, мы
участвуем в спасении и прославлении всей жизни и всей твари. Верующие призваны
для прославления Господа.
Затворник Феофан так говорит об этом: "Когда получим славу, тогда
вполне откроется, что спасены и какова сила спасения. Слава со спасением
неразлучны. Но здесь слава сия сокрыта внутри, как сокровище в скудельных
сосудах, а там она просияет и вовне".012

В православном переживании Преображения важен для нас не только главный
центральный момент праздника, не только "преображение Спасителем нашего смешения
и отдание первейшего достояния нетления",013 не только наше "облистание"
(вследствие этого) "Божественным изменением",014 не только то, что "Спаситель
Адамово пременив очерневшее естество"015 тем показал нам будущее состояние наших
прославленных телес после Суда и воскресения, но и тем, что на всю тварь
распространил Он значение Преображения. Если до Преображения тварь страдала как
проклятая ради человека, то после Преображения она сострадает и совоздыхает, как
уже заченшая свое будущее прославленное и преображенное качество, ибо в
Преображении Господа на Фаворе показано нам будущее прославление, просветление
новой твари.

В Великий и Святой Четверток, когда вспоминается установление первой жертвы
Евхаристии, когда над всеми совершается таинство елеосвящения, когда в Древней
Руси в вольном Новгороде омывался престол, в тот день совершается на литургии
великое таинство - освящение мvра. Собранное со всего света из душистых и
драгоценных веществ, из лучшего янтарного елея, чистейшего и драгоценного вина,
смешанного с благовониями всех стран Востока, приготовляемое при беспрерывном
чтении святого Евангелия. Сила и благодать Святаго Духа сообщается
драгоценному и благовонному соединению лучших и редчайших веществ, плодов
земли для освящения и утверждения всех верных христиан и укрепления
на царский ПОДВИГ Благочестивых Царей Всея Великия, Малыя и Белыя
Руси, наследников великих и славных византийских василевсов. Дух Святой, сила
его сообщается снова тварным плодам, снова соединяется Он, как некогда
соединился с обликом белого голубя в переливах сияний опаловых облаков,
разверзающихся над водами Иордана.
***
Но наибольшая радость земли и твари в том, что Христос Господь Свою Плоть и
Кровь пожелал дать нам ради приобщения бессмертия под видом плодов матери-земли.
Не каким-либо другим способом восхотел Господь причастить нас бессмертию и
Своему Божественному естеству, обожив наше человеческое, как освятив,
благословив и преложив (а не пресуществив), чистые плоды земные.
В самом приношении проскомидии, в самой молитве, в ходе всей Божественной
Евхаристии освящается тварный плод земли и становится Плотью и Кровью
Господними. И тогда приносится бесценная Бескровная Жертва Творцу, жертва твари,
жертва за весь тварный мир.
"Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся"...
Природа служит Богу, тварное приносится Ему в жертву. Господь не отверг твари,
не возненавидел ее. Церковью Он ее освятил и благословил в каждом обряде, в
каждом празднике, в дивных молитвах и словах песнопений. И тварь вместе с
человеками совоздыхая и сострадая ждет своего прославления, просветления и
полного обновления.
"Днесь весна благоухает и новая тварь ликует".



001 Суббота сырной седмицы,вечер, на литии, слава, гл. 6.
002 Епископ Феофан. Толкования на послания святого Апостола Павла к Римлянам, т.
I. стр. 509.
003 Вa-ebure-cha - через тебя, а не за тебя (Быт 3, 17).
004 Прав. 1-21 Гангрского Собора 340 года.
005 Молитва к Пресвятой Богородице на повечерии.
006 Великий Пяток, утро, антифон 15 и 16.
007 О любви 4 сотница, гл. 13
008 Там же, гл. 14
009 Добротолюбие, т. 3,стр. 233 ср. блаж. Диадоха, "Подвижническое слово",
параграф 3, Добротолюбие, т. 3 стр. 12 и др.
010 Литургия свят. Иоанна Златоустого. Молитва: С сими и мы блаженными...
011 М. Скабалланович. Толковый Типикон, т. I, Киев, 1910 г. стр. 77.
012 Епископ Феофан Вышинский, "Толк. на послание к Солунянам", стр. 525 и сл.
013 5 августа, утро, на 2 кафизме, седален, гл. 4.
014 Трипеснец, гл. 4, п. 1.
015 6 августа, малая вечерня, стих. на стих., гл. 2.
016 7 августа, вечерня, стих. на стих., гл. 6.
017 6 августа, утро, канон, гл. 4, песнь 8, светилен.
018 5 августа, утро, канон, гл. 4, песнь 9.
019 6 августа, вечер, на Господи, воззвах, слава и ныне, гл. 6, Анатолиево.
020 Da resurectione 1. I, c. 47 , 6 - 8.
021 24 ноября, вечерня, на Господи, воззвах, гл. 2.
022 "Неседальная песнь" - буквальный перевод греческого слова "Акафист"
023 Но при всей нашей любви и приятии земли и твари и жизни, Православию чужд
"лживый эротический пафос страсти в этой земле", как и все, тяготеющее к
хилиастическим ожиданиям Царства Христова на земле.
024 15 августа, великая вечерня, на литии, слава, гл. 5, Феофаново.
025 Молитва на причащение гроздия в 6 день августа, Требник, гл. 26.
026 Молитва на благословение гроздия. Минея за август, 6 день.
027 Молитва о приносящих начатки овощей. Требник, гл. 27.
028 Молитва на благословение ваия. Триодь Постная. Неделя ваий, утро.
029 I августа, утро, канон, гл. 6, песнь 4.
030 14 сентября, утро, канон, гл. 8, песнь 9.
031 Неделя 3 Великого Поста, утро, канон, гл. 1, песснь 9, господина Федора
Студита.
032 Ветвь дуба, в сочельник Рождества привозимая из леса в дом, вокруг коей
собирается вся семья.


  

Hosted by uCoz