О.А.Сергеева - преподаватель
церковнославянского языка
Свято-Иоанно-Богословских курсов
Санкт-Петербургской епархии.
Е л е й: физика и метафизика образа-символа
В основе христианской святоотеческой словесности лежит убеждение в том, что знание, особенно высшее ( тем более знание о Боге), открывается человеку не в понятиях, а в образах и символах. Понятийное же мышление весьм ограниченно и неглубоко. Автор "Ареопагитик", в частности, так отзывается об этих двух способах познания мира и соответствующих методах богословия: "Богословское учение двояко: одно неизреченно и таинственно (метафизика. - С.О.), другое - явленно и постижимо ( физика. - С.О.); одно - символическое и ведущее к таинствам, другое - философское и аподидактическое… Одно убеждает и делает связной истину говоримого, другое же действует и утверждает в Боге ненаучимым тайноведением"[1]. По мысли Дионисия Ареопагита, философское суждение содержит формально-логическую истину, символический образ - умонепостигаемую, сверхразумную. Цель символического образа двойственна и антиномична - одновременно выявить и скрыть истину. Иначе говоря, символ, с одной стороны, служит для
изображения непостижимого, невыразимого и бесконечного в конечном и чувственно воспринимаемом ("имеющий уши да услышит"), а с другой - служит надежным покровом и защитой от праздного любопытства недостойных приобщиться к Истине ("прочим - в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют", см. Лк..8:10).
Сверхразумное содержание символа воспринимается удостоившимися его понимания не в понятийно-логических категориях, но сугубо эмоционально-образно, в образах "света" и "красоты", скрытой внутри него и приводящей к постижению сверхсущного духовного света.
Видению символа необходимо учить, поскольку внутренняя красота его открывается только тем, кто умеет её видеть.Дионисий различает два типа образов-символов, соответствующих двум методам изображения духовных сущностей. Это образы "подобные" и "неподобные".Подобные образы представляют собой идеальные пределы мыслимого совершенства мира как отдельные признаки архетипа.
Например, о.Павел Флоренский следующим образом рассуждает о многообразии богородичных икон: "Каждая законная икона Божией Матери - "явленная", то есть ознаменованная чудесами и получившая, так сказать, одобрение и утверждение от Самой Девы Марии…, есть отпечатление одной лишь стороны, светлое пятно на земле от одного лишь луча Благодатной, одно из живописных имён Её. Отсюда - существование множества "явленных" икон; отсюда - искание поклониться разным иконам. Наименования некоторых из них отчасти выражают их духовную сущность, например: "Нечаянная Радость", "Умиление", "Всех скорбящих Радость", "Взыскание погибших", "Скоропослушница", "Нерушимая Стена" и другие"[2].
Неподобные образы, или "неподобные подобия" (как называет их Ареопагит), ценятся им много выше и представляют собой апофатическое изображение Божества, которое (по мнению богослова) более подходит для выявления невидимого и невыразимого. Именно такого рода образы Дионисий называет образами-символами, то есть образами, в которых видимость кажимость) не совпадает со смыслом, а если точнее - имеет несколько смыслов различной духовной глубины (таков к примеру, образы "Песни Песней", Мавритского Богоявления, Господних притч и т.д.).
Непонятийная информация символа может содержаться в нём (согласно учению св.Дионисия) в трёх формах: а) знаковой - тогда смысл её доступен только посвящённым (например, изображение рыбы как знак Христа в древних христианских катакомбах);
б) образной - в принципе доступной всем людям данной культуры эта форма реализуется в основном в искусстве;
в) непосредственно - когда символ не только обозначает, но и являет собой означаемое (например, Хлеб и Вино в евхаристической жертве, которые одновременно и обозначают и являются Телом и Кровью Христовой).
К числу таковых же символов относится и Е Л Е Й. Очень часто он является символом МИЛОСТИ, МИЛОСЕРДИЯ Божия.
Сравните:
elaion - масло (из плода маслина), елей; масло (для намащения);
eleeinos - сострадательный, милосердный.3
Каково происхождение этих слов?
П.Я.Черных замечает, что русское слово елей ("оливковое масло, употребляемое в церковном обиходе") - из греческого elaion - "елей", "оливковое масло"; которое является производным от elaia - "олива" (откуда и латинское oleum), но происхождение последнего неясно: "Вероятно, это такое же заимствованное слово из какого-то средиземноморского языка, как и армянское ewl - "растительное масло" (Frisk, I, 480).78Откуда взялось переносное значение у слова "масляный" = "умягченный" (а значит, и "милосердный")? В Пражском
Академическом словаре 9, составленном с опорой на старославянский, греческий, латинский, немецкий и др.языки, содержится немало примеров, взятых из Библии, апокрифов, гомилий и т.п., где соседствуют лексемы: "масло" и "милость" ("милование", "милосердие"). Вот некоторые из них:
1) Да пошлет ангела Своего дати мне масло от древа милования
(misericordiae Nicod. 19, Stojanovie 109, 10;)10
2) и будет елея милования в радость (oleum… misericordiae. Ibid. 109, 26);11
3) Иде яко и маслины масть пред очима Бога Всемогущаго милования детель светит ся (Misericordiae fructus. Bes.20. 110 bb 9 sq. - Exh).12
4) Милуя нища блажен ( eleon de ptohous.Pr. 14, 21. Grig. Zach).
5) Твоим милосердием утеши ( ti si evsplagxnia .Euch. 57 b.5).14
6) Милосерд Ты,Господи (ileos soi kirie.Mt. 16, 22. Mar.Zogr). 15
7) Блаженни милостивии,яко тии помиловани будут (oieleimones- Mt. 5.7) .16
Слова: "масло" "елей" и "милосердие", "милость" - стоят в одном ряду со словами "древо", "радость", "светится", "блажен", "утешь". Они обозначаются по-гречески:
eleon,ileos,eleimones. Такая лексическая сочетаемость не случайна. Она подкрепляется на этимологическом уровне: дело в том, что корень el-il восходит к одной греческой праоснове со значением:
1. "веселый, радостный";
2. "добровольный, (охотно) дающий";
3. "милостивый, милующий";
4. "тихий, Святой Дух Утешитель".
Эти основные значения расширяются за счет добавочных:
1. "жирный, тучный, смолистый, сочный (теперь и
масляный)";
2. "знающий, просвещенный (теперь и свет)".
В пояснениях к Уставу Богослужения православной церкви находим специальную главу "О светильниках и об освещении", где подробно рассказано о символике и назначении светильников (подсвечников, кадил, лампад), а также елея (масла) и воска. О последних двух читаем: "Елей и воск, как самые чистые из веществ, употребляемых для горения, означают чистоту и искренность приношения, делаемого к прославлению святого имени Божия. (Правило 3-е апостольское; Исх. 27:20; 35:5,8).Елей же (elaion), в частности, означает усердие людей, подобное усердию мудрых дев, которые взяли елей со светильниками своими для встречи жениха (Мф.25:3,4), т.е. означает желание христиан быть угодными Богу делами своими, жизнию, а не верою только 17. Полиелей в "Полном церковнославянском словаре", составленном Гр. Дьяченко, о полиелее сказано следующее: "…Словом полиелей означается та часть праздничной утрени, которая начинается пением псалмов 134 и 135 - "Хвалите Имя Господне…" и "Исповедайтеся Господеви…" и продолжается до начала канона. Причину такого названия этой части утрени иные полагают в том, что в полиелейном псалме 135-м много раз повторяется слово милость (eleos) в припеве яко въ векъ милость Его; иные в том, что во время этой части утрени Устав предписывает в честь праздника усиливать освещение церкви возжением свеч и елея (elaion). Обе эти причины могут быть совместны. Созвучие греческих слов - eleos и elaion , может быть, не случайное; оно указывает на то, что елей, как вещество смягчающее и целительное, становится символом Божественной милости, умягчающей наше ожесточение и исцеляющей греховные язвы наши"18 (здесь и далее курсив наш - С.О.).
Из словарной статьи Г.Дьяченко следует, что полиелей как символ Божественной милости сопровождается усиленным освещением церкви, возжжением свечей и елея, а также пением 135-го псалма, в первой части которого воздается хваление Господу за сотворение мира Небесного ("Сотворшему небеса разумом: яко въ век милость Его") и земного ("Утвердившему землю на водахъ… Сотворшему светила, Солнце во область дне… Луну и звезды во область нощи")19. Как видим, и в псалме хвала милости Божией усилена воспоминанием о свете духовном и свете тварном.
Чин помазания совершается в Таинствах: Крещения, Миропомазания, Елеосвящения.
Елеосвящение - "Таинство, в котором иерей или епископ при помазании больного освященным елеем испрашивает для него вместе с Церковью, благодать Божию, исцеляющую его душевные ителесные немощи […] Таинство Елеосвящения положено совершать семи иереям, чем показывается, что забота о больных и сострадание есть дело всей Церкви. Число семь есть символический знак Церкви и ее полноты. По этой причине самоё помазание больного и молитвы об отпущении его грехов и исцелении повторяются семь раз. А также читаются семь различных отрывков из Апостола и семь из Евангелия; в них повествуется о покаянии, об исцелении, о необходимости веровать и уповать на Бога, а также быть сострадательным и милосердным"20.
Из оливкового масла (с примесью особых благовоний) изготовляется миро, служащее для совершения Миропомазания -"Таинства, в котором верующему при помазании тела священным миром подаются дары Святого Духа для освящения, укрепления возрастания его духовной жизни.
Во всех Таинствах подается благодать Святого Духа, но Миропомазание есть Таинство Святого Духа по преимуществу; оно завершает Крещение. Там - духовное рождение, здесь уже духовное возрастание. Как высшее вдохновение, Дух Святой вдохновляет человека на святую жизнь и Его силой возжигает в человеке устремление к Богу как своему Первообразу…
При помазании разных частей тела священник каждый раз произносит: "Печать дара Духа Святаго". Эта печать есть метка, свидетельствующая, что человек стал Божиим"21. Главнейшим даром Святого Духа является любовь, в сравнении с которой всё - ничто. К плодам Святого Духа относятся "благость, праведность и истина" (Еф. 5:9), "радость, мир, долготерпение, милосердие, вера, кротость, воздержание" (Гал.5:22-23)22. Напомним, чему учил преподобный Серафим Саровский : цель христианской жизни есть стяжание Святого Духа. "Объясняя это чение своему ученику Н.Мотовилову, преподобный Серафи преобразился: лицо его просияло, как солнце, а затем, помолившись, он дал возможность своему ученику опытно пережить всю необыкновенную полноту и силу благодатных даров Святого Духа, а именно: превышающие всякое земное представление мир, тишину, радость, сладость, тепло, благоухание, свет. Эти дары Святого Духа нетварны: святые отцы их называют Божественными энергиями, то есть проявлением Божественной жизни, которая подается нам от Отца, через Сына, в Духе Святом и которой мы приобщаемся, принося плоды Духа"23.
* * *
Таким образом, Е Л Е Й предстает перед нами как
образ-символ (по мере различения его духовной глубины). Он
может обозначать:
1) сострадание и милосердие Божие;
2) свет Божественный, просвещающий всякого
человека;
3) древо жизни;
4) Святой Дух и Его дары (радость, мир,
милосердие, кротость).
* * *
В поэтическом творчестве русских лириков находим примеры,
раскрывающие семантику слова елей.
Так, в послании митрополиту Филарету А.С.Пушкина читаем:
Я лил потоки слез нежданных,
И ранам совести моей
Твоих речей благоуханных
Отраден чистый был елей
("В часы забав иль праздной скуки…", 1830)
Или в стихотворении иеромонаха Романа (Матюшина):
Господь,услыши все стенанья
Измученной души моей
И исцелить на сердце раны
Пошли священный Свой елей.
("Когда душа беззвучно плачет…")
У Пушкина выделенные слова - образец метафоры, у иеромонаха Романа - метафизики.
Литература:
1. Дионисий Ареопагит.Послание Титу-иерарху. - См. в кн.:
.Прохоров Г.М.. Памятники переводной и русской литературы XIV
- XV вв. Л., Наука, 1987.
2. Флоренский П.А.. Столп и утверждение Истины. - В кн.:
Флоренский П.А.. Оправдание космоса. СПб., РХГИ, 1994.
1. Вейсман А.Д.. Греческо-русский словарь.
2. Черных П.Я.. Историко-этимологический словарь современного
русского языка. М., Русский язык, 1993 Том I.
3. Эмиль Буазак. Dictionnaire Etymologique de la Langue
grecque par Emile Boisacq. Seconde edition. Heidelberg -
Paris, 1923.
4. Slovnic Iazyka staroslovenskeno (Lexicon Linguae
Paleoslovenicae).Praha, Academia, 1973. тТом II.
5. Псевдо-Евангелие от Никодима. Pseudo-evangelium Nicodemi.
6. Никольский К.Пособие к изучению Устава Богослужения
православной церкви
7. Дьяченко Григорий.Полный церковнославянский словарь (со
внесением в него важнейших древнерусских слов и выражений). .
М., Издательский Отдел Московской Патриархии, 1993. Репринт.
8. Семенов-Тян-Шанский Александр,епископ. Православный
Катихизис. М., Издание Московской Патриархии, 1990.
[1] Дионисий Ареопагит.Послание Титу-иерарху. - См. в кн.: .Прохоров Г.М.. Памятники переводной и русской литературы X - XV вв. Л., Наука, 1987. С.185.
[2] Флоренский П.А.. Столп и утверждение Истины. - В кн.:
Флоренский П.А.. Оправдание космоса. СПб., РХГИ, 1994.
3 Вейсман А.Д.. Греческо-русский словарь.., стлб. 409; 412.
7 Черных П.Я.. Историко-этимологический словарь современного русского языка. М., Русский язык, 1993 Том I. C.282.
8 На затемненное происхождение слова "олива" указывает и Эмиль
Буазак. См.: Dictionnaire Etymologique de la Langue grecque
par Emile Boisacq. Seconde edition. Heidelberg - Paris, 1923.
C.237 (elaia,…Etym.inconnue (этимология неясна - С.О.).
9 Slovnic Iazyka staroslovenskeno (Lexicon Linguae
Paleoslovenicae).Praha, Academia, 1973. Том II. C.205 - 209.
10 Да пошлет ангела своего дать мне масло от древа милования.(
милосердия). -См.: Псевдо-Евангелие от Никодима.
Pseudo-evangelium Nicodemi. - Здесь и далее выделено нами -С.О.
11 И будет елея милование в радость ( масло… милосердия). Там же.
12 Где, как и масло маслины, перед очами Бога Всемогущего
(Деятеля милования) светится. милосердия. плоды. - Yregorii Magni. - Homiliae.
13 Блажен милующий нищего. - Paroemi - arion Grigorovicianum Zacharianum. -
14 Твоим милосердием утешь. - Euchologium Sinaiticum.
15 Милосерд Ты, Господи. - Evangelium sec. Mathaeum.
16 Блаженны милостивые, ибо помилованы будут. - Evangelium
sec. Mathaeum.
17 Никольский К.Пособие к изучению Устава Богослужения
православной церкви … С.43-44. Здесь же см.примечания автора:
1) Сам Господь повелел Моисею, чтобы в скинии в златом
светильнике с семью светилами горел чистый елей (Исх. 27:20;
2) И различные дары Св.Духа Священное Писание представляет в
виде елея (Псал. 44:8) - подчеркнуто нами С.О.: "Возлюбилъ еси
правду и возненавидель еси беззаконие: сего ради помаза тя,
Боже, Богъ твой елеемь радости паче причастник Твоихъ". (Ты
возлюбил правду и возненавидел беззаконие; посему помазал
Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих).
3) Господь повелел Моисею, чтобы сыны Израилевы приносили
елей, битый из маслин, чистый, без осадки (Исх.27:20), <…>
Чтобы в храме был свой собственный огонь (Исх.30:7,9), т.е. не
обычный, мирской. Когда же сыны Первосвященника Аарона - Надав
и Авиуд - принесли пред Господом "огонь чуждый", т.е. не от
жертвенника, не от того огня, который был указан для храма, но
особый, отдельный, обычный, житейский.., тогда Надав и Авиуд
поражены были смертию (Лев. 10:1,2) по неуважению к храму.
18 Дьяченко Григорий.Полный церковнославянский словарь (со
внесением в него важнейших древнерусских слов и выражений). .
М., Издательский Отдел Московской Патриархии, 1993. Репринт. С.453.
19 Вторая часть псалма 135-го повествует о спасении народа Израилева от египетского пленения " И избавил ны есть от враговъ нашихъ: яко въ векъ милостьть Его".
20 Семенов-Тян-Шанский Александр,епископ. Православный
Катихизис. М., Издание Московской Патриархии, 1990. С.87-88.
21 Там же. С.60, 61.
22 Там же. С.42.
23 Там же. С.42-43.