Горбунов Б.
"Пояс верный - друг сердечный"



"Русский стиль", №1/94

Так гласит старинное русское присловье, указывающее на то, что пояс играл большую роль в жизни наших предков. Действительно, с глубокой древности на Руси пояс составлял непременный компонент как мужской, так и женской одежды, занимал значительное место в духовной и хозяйственной сферах жизни славян. Само слово пояс является общеславянским.
Пояс давался каждому ребенку при крещении, однако одевался по обычаям одних мест через сорок дней после рождения, по обычаям других - на годины.  Распоясать человека означало обесчестить его.

В древнерусском костюме пояс применялся не столько для поддержки верхней части костюма, - поясная одежда держалась не собственно на поясах, а на вздетых шнурах - чашниках - столько для того, чтобы сохранить тепло. Пояс в это время и в последующие периоды истории являлся социальным знаком, нередко представлял регалию определенной должности. Простонародье подпоясывалось простым ременным поясом, люди побогаче имели на поясах медные бляхи и железные пряжки разнообразных форм. Высшие должностные лица, военачальники, крупные феодалы, князья носили драгоценные пояса, часто украшенные золотом и усыпанные каменьями, В этом плане показательно, например, что Никоновская летопись в рассказе о междоусобной войне между сыновьями Всеволода III Юрием и Константином в 1216 г. упоминает "Добрыню Рязанича Златого пояса". Иностранцы называли членов новгородского Совета господ - высшего магистрата этой феодальной республики - "золотыми поясами". В духовных грамотах великих князей и царей дорогие пояса нередко упоминаются в качестве наследуемых фамильных драгоценностей. Сыновья великих князей, наследуя уделы, вместе с ними получали и драгоценности, среди которых обязательно были золотые пояса. По свидетельствам современников, у Ивана Калиты было десять драгоценных поясов, у Дмитрия Донского - восемь. Из-за драгоценного пояса князя Василия Косого в 1433 г. разгорелась феодальная война.

К поясу - ременному или золотому - обычно привешивались разного рода необходимые вещи: нож в ножнах, ложка в футляре, латунный или роговой гребень, Поскольку во времена средневековья карманов на одежде обычно не было не только в женском, но и в мужском костюмах, то на пояса обязательно навешивались сумочки, заменявшие карман - калиты и мошна.

Широкие матерчатые кушаки ярких расцветок стали непременной принадлежностью мужской одежды начиная с XIV века, вследствие, как считает Е.В.Киреева, ордынского влияния, В домонгольскую эпоху рубаху навыпуск подпоясывали исключительно нешироким ременным поясом. Рядовые горожане поверх кафтана подпоясывались кумачовыми или бумажными кушаками, богатые имели кушаки из более дорогих, нередко привозных материй с особо украшенными концами, которые свисали впереди книзу.

В ХУШ-Х1Х веках широкие цветные кушаки бытовали главным образом в одежде простонародья. Наряду с ними в постоянном обиходе были ременные пояса разной ширины и расцветок, но без металлических блях. Кожаные пояса носили, как правило, мужчины. Бытовали также пояса из лыка. Наиболее широко были распространены в XIX веке плетеные и тканевые пояса из шерсти и других ниток. Узкие тканые пояса служили в основном для подпоясывания рубахи, широкими же (кушак, опояска) подпоясывали верхнюю одежду.

Широкие и длинные пояса, длиной до 3-4 метров, несколько раз обертывавшиеся вокруг талии, наиболее характерны для украинского и южнорусского костюма. В старину в качестве праздничных поясов, особенно среди казачества, широко бытовали шелковые кушаки турецкого и персидского производства, В конце XVIII века в Белоруссии возникло производство шелковых, так называемых, слуцких поясов, которые не уступали по качеству и красоте поясам восточной работы. Однако, большей частью пояса ткали сами крестьянки. Праздничные пояса орнаментировались, концы их украшались кистями, которые свешивались до колен и ниже. В XVIII веке курильщики стали вешать на пояс огниво, кисет с табаком и трубку. Девушки и женщины нередко укрепляли на поясе сшитый из ткани карман - лакомку для сластей или карманы для денег.

Существовало два способа подвязывания пояса: очень высоко под грудью и низко под животом ("под брюхо"). Последний способ был более распространен, поскольку он давал возможность сделать большую пазуху, куда можно было что-то положить.
Пояс был предметом престижным и вообще охранительным. По старинным представлениям, сохранившимся до первой четверти XX века, ходить без пояса было "грешно", как и без креста. Считалось особенно большим грехом быть без пояса на молитве, а также обедать и спать неподпоясанным. Многие по обычаю снимали пояса только в бане. Необходимость постоянного ношения пояса отчетливо просматривается в старинной русской загадке: "Днем как обруч, ночью как уж; кто отгадает, будет мой муж? (Пояс)". Пояс ( по языческим поверьям) считался талисманом, постоянно оберегающим человека от нечистой силы, особенно от лешего и домового.

Пояс играл большую роль в традиционных народных обрядах восточных славян. Эта сфера функционирования пояса подробно исследована Г.С.Масловой. У северно-русских девушек бытовало такое гаданье. Растянув пояс во всю длину на земле, девушки трижды кланялись ему, приговаривая: "Пояс, ты мой пояс! Покажи ты моего суженного пояс!" После этого девушка клала пояс под подушку и во сне должна была увидеть своего будущего жениха. Через пояс в Егорьев день вешний (23 апреля по старому стилю) выгоняли скот на пастбище после зимнего стойлового содержания. Перед отправлением к венцу белорусская невеста вешала пояса в тех местах или над теми предметами, от которых ожидала благополучия. Желая хлебного довольства, вешала пояс в амбаре, скота - в хлеву, имущества - над сундуком.


Красный пояс, подаренный женой мужу, охранял его от лихого ока, от наговора и от чужих жен. Особо украшенные пояса были обязательны для жениха и невесты. Повязанные через плечо пояса служили отметкой свадебных чинов. Пояс нередко прикреплялся к дуге свадебной повозки, Поясом нередко невеста одаривала участников свадьбы. У белорусов невеста на запоинах опоясывала жениха, на вторых запоинах - свата и, кроме того, поясом обертывали бутыль или бочонок с вином. После свадьбы невеста одаривала пояском за услуги тех, кто наливал воду в рукомойник, кто зажигал лучину, кто приносил яичницу, кто готовил постель и т.д.

В селах Рязанской губернии, когда свадебный поезд был готов к отъезду, дружка возвращался в избу специально за кушаком, чем подчеркивалось особое значение этого предмета одежды, Удары поясом на свадьбах сопровождались пожеланиями удачи, способствовали таковой. В Псковской губернии при отправлении свата к невесте его ударяли пояском, говоря при этом: "Не я бью, удача бьет". Пояс кидали на рушник, на котором стояли в церкви брачащиеся. Мать жениха благословляла молодых с хлебом и пояском. Связывание жениха и невесты поясом или кушаком имело широкое распространение у восточнославянских народов. В Касимовском уезде Рязанской губернии, связав жениха и невесту кушаком, стукали их головами, чтобы жили "ладно да гладко". Причем кушак с себя снимал крестный отец невесты, а затем повязывал его себе через плечо. В Тамбовской губернии существовал обычай обводить молодую жену вокруг стола, при этом дружка снимал кушак с жениха и связывал его с невестой, что являлось символом неразрывной связи будущей супружеской пары. В Островском уезде Псковской губернии человек, наделенный, по представлениям окружающих, особой колдовской силой, за конец пояса отводил невесту вместе с подружками в баню. Там он подавал конец пояса невесте и вел ее за полок, оставшимся же концом пояса он перевязывал невесте правую руку, ногу и грудь, приговаривая при этом: "Ноги к ногам, руки к рукам, к грудине грудину". Делалось это для того, чтобы муж с женой в будущем шли рука об руку, нога в ногу, не расходились и любили друг друга.

Антропоморфная роль пояса проявлялась и в следующем обычае, зафиксированном в первой половине XIX века. Вместе с поясом жених повязывал себе суровую нитку с сорока узлами и творил богородичную молитву. Узел, как известно, имеет охранительное значение. Одновременно эти узлы имели отношение к представлениям о деторождении.

Считалось, что сколько узлов на поясе, столько будет и сыновей у молодой.

Дарение девичьего пояса было связано с представлениями, относившимися к пожеланию детей. В доме родителей на колени молодой сажали мальчика, она целовала его и дарила "девичь пояс".

В Калужской губернии старухи-знахарки носили пояса с "громовыми стрелами", то есть, с белемнитами, которые находили окрест местные крестьяне. Стрелы эти, по местным представлениям, имели магическую силу.

В Курской и Харьковской губерниях новорожденного ребенка обычно в течение первых сорока дней не подпоясывали. Лишь после истечения шести недель крестная мать приносила ему в подарок поясок, рубашку и крестик. В Московской губернии крестная подпоясывала ребенка, когда ему исполнялся год, поставив его предварительно к печному столбу и приговаривая при этом: "Будь здоров и толстой как печной столб".

По народным представлениям умершего мужчину непременно следовало подпоясать.

Пояс, по традиционным представлениям, увеличивал силу мужчины. Англичанин Коллинз, посетивший Московию в 1659-1666 годах, отмечал, что по воззрениям русских пояс, надетый на одежду, придает человеку физические силы. В этой связи обращает на себя внимание широко употребляемое и сегодня в разговорной речи и в языке художественной литературы старинное русское присловье "заткнуть за пояс", что означает значительно превзойти кого-либо в чем-либо, Абсолютные соответствия этому фразеологизму имеются в украинском языке - "заткнуты за пояс (пасок)" и в бело русском - "затыкаць за пояс". Полагают, что первоначально это выражение означало превосходство в физической силе и ловкости. Напомним, что у восточнославянских народов довольно широко бытовал особый вид традиционных спортивных состязаний - "борьба на поясах", где большую роль играла именно физическая сила. Вероятно, рассматриваемый фразеологизм употреблялся в форме похвальбы перед боевыми схватками и в подобного рода традиционных мужских состязаниях - в кулачных боях, борьбе, палочных боях и т.п.
Hosted by uCoz