БЕДНЫЙ МИШКА

Однажды я предложила в одну  редакцию статью с критическим комментарием к одной из опубликованных статей, рекомендованных для преподавателей физкультуры.  Ответ был таков: " Статья написана профессионалом. Вы имеете право не использовать ее в своей работе."  Удобное слово - профессионал...

Но может все же  моя статья будет кому-то интересна и полезна не только в работе с детьми,
но как пример  внимательного отношения к  воспитанию ребенка и его тела в частности.

 
   Читая много  литературы  по методикам оздоровительной работы с детьми и взрослыми,  встречаюсь  с множеством  ПРИНЦИПИАЛЬНЫХ ошибок, тиражируемых от одного издания ( сайта) к другому. 
     Причина такого феномена -   эклектика онтологических подходов к телу. Считается, что тело у всех в принципе одинаково все терпит, как чистый лист бумаги, потому можно предлагать все, что " сотворил" тот или ной педагог. Благо - здесь, как с лекарствами никто  не требуется многолетнее опробирование  рекомендуемой методики и  техники.
     Любая культура определяется духом, т.е. ОБРАЗОМ веры, потому  в разных духовных традициях разная культура  и телесна. В своей основе - организм человека един в любой традиции, но тело, телесная культура  - могут полностью быть противоположны. 

          Не зная различий  БАЗОВЫХ ОБРАЗОВ в разных  телесных  культурах  при основных повседневных движениях ( дыхание, ходьба, осанка. сидение…)  мы взрослые ведем детей к неправильным  телесным образам, привычкам, стереотипам…  и дезориентируем их представления о способе и  важности  физиологического собирания тела в единуй структуру  по образам своей традиционной, православной культуры.
       Рассмотрим эту проблему на примере   одной методики, предложенной для младших школьников,  не называя автора.  Сама идея автора статьи об использовании имитационных упражнений,  не нова и   может быть очень полезна. Но видно, что автор не задумался о сути  этого метода и демонстрирует в описании упражнений поверхностное, прямо скажем - детское понимание имитации. Он сам, как  ребенок не анализирует: насколько на САМОМ деле похож  тот образ животного, который он  предлагает  имитировать.  По сути,  он воображает и увлекает детей в свое воображение, а вовсе не в имитацию, в которой только тогда будет смысл и польза, если ей предшествует наблюдение и верное отраже-ние  объекта наблюдения.                                  
    Опираясь на православную традицию, хочу сказать, что даже образы животных начинаешь постигать полнее, когда постигаются образы человека и  Бога, раскрывающиеся в Библии. Не зря, Господь приводил к первому человеку всех животных, чтобы посмотреть - какие имена он им наречет. Назвать - значит - постичь и овладеть. Поэтому,  Ной потом и смог животных призвать в ковчег, что не воображал что-то свое о них. Но,  Ной созерцал мир вокруг себя и познал животных,  и через  это знание - господствовал над ним.

   Разбирая описание предложенных упражнений, я увидела много ошибок с точки зрения физиологичекой и образной, т.е. автор невольно  лжесвидетельствует на животных и  предлагает неверный образ, а значит вредный  и с физиологической и с культурологической точек зрения.  Чтобы не показаться голословной,  разберем несколько упражнений из данной статьи:

упр. "Мишка косолапый"

И.п. - о.с. :  Ходьба на внешнем, затем на внутреннем своде стопы с выполнением раскачивающих движений туловищем из стороны в сторону.

ЗамечаниеБЕДНЫЙ МИШКА!!!  Он конечно косолапый, но все равно грациозный и "трезвый" и потому не болтается из стороны в сторону, как это здесь предлагается …
     Животное не испорчено  психосоматическими блоками и придуманными образами, которые натягивает на себя человек, чтобы казаться круче… Оно чувствует связь с гравита-цией и выстраивает голову всегда по силовому потоку в единстве с центром тяжести. Медведь ставит лапы косолапо, но голову держать умеет! Это удивительно, что, в не самом удобном для него вертикальном положении,  он хоть и недолго, но идет правильно: вращаясь скрестно корпусом вокруг оси.( см. ниже). Надо учить дете  наблюдать животных в цирке, зоопарке, на видио, а не просто смотреть,  И тогда он  будет различать, что  - и  на четвереньках и  на двух лапах  медведь держит  голову ( глаза) на  месте и,  тем самым держит цель.
    Но вот  только человек,  "распоясавшись" во всех смыслах,  не чувствует  под собою земли, своих  плоскостопых ступней (сейчас почти у каждого есть какая-то степень),  а над собою Неба. Люди не вращаются, не идут "крестным" или строевым (- стройным!!!)  ходом, а валятся то вправо, то влево.  Даже в  армии утрачено понимание правильной строевой ходьбы!!!  Руки -то движутся скрестно, но - не плечи. Они  или  окаменели  или валятся то вправо, то плево. Вот потому и осанка такая  у наших офицеров сегодня - без вы-ПРАВКИ
Так стоит ли  этому раскачиванию еще и специально обучать на  таком искаженном образе  бедного мишки?

упр. "Футболист"

И.п. - стойка ноги врозь. Поочередные взмахи ногами, имитируя жонглирование и удары по мячу.

Замечание: нет указаний, что при этом делают руки, а они могут делать  как правильные, так  и неправильные движения, т.к.  у многих детей есть неверные динамические стереотипы

упр. "Штангисты"
И.п. - стойка ноги врозь.
1 - приседая, коснуться пола руками, кисти рук сжать, имитируя захват грифа штанги;
2 - встать, кисти рук к плечам ("штанга на груди");
3 - резко выпрямить руки вверх ("штанга над головой");
4 - медленно опустить руки вниз, приседая ("штанга на полу").

Замечание:  Нет указаний на единство движения и дыхания.  Нет внимания к  положению (форме) позвоночника. Это упражнение может послужить развитию связывания в единое  структурное целое плечевого пояса, "пояса силы"  на талии ( или "пояса грации"- для девочек такой образ ближе ) и тазового пояса , если его правильно показать и обсудить с детьми вопрос : "Зачем тяжелоатлеты надевают широкий пояс?" . Почему женщины придумали корсеты? Почему нужны корсеты  при некоторых болезнях позвоночника, шеи, колен,  стопы?

"упр. Комбайн"
И.п. - стойка ноги врозь, слегка наклонившись вперед, руки в стороны. Круговые вращения руками вперед.

Замечание: Что при этом происходит с ногами?  Как дви-жется или не движется голова? Корпус?
Очень хорошо бы обсудить, кто  и какую связь с ногами почувствовал: какая нога облегчалась вслед за движением руки: " своя" или противоположная и почему это так? (в зависимости от возраста и телесного развития  может быть разная степень чувствования и обсуждения).

упр. "Ласточка"
И.п. - руки в стороны.
1-2 - поднимая левую ногу назад, наклониться вперед, держать равновесие;
3-4 - и.п.;
5-8 - то же, с правой ноги.

Замечание: каково положение корпуса, головы? Детям с плохой координаций надо дать право опереться  рукой на 
что-то и обратить внимание на  7 шейный позвонок, который  все это "держит" ( показать  как самый выпуклый по-звонок), если представить как он  тянется вверх ( "подвешен за  резиновую веревочку")

упр."Великаны и карлики".
И.п. - о.с.
1-4 - ходьба на носках, руки поднять вверх ("великаны");
5-8 - ходьба в приседе, руки на коленях ("карлики").

Замечание: если  не показать положение лопаток и локтей, то  при   отведении локтей  назад: перегруз для поясницы.  Правильное  положение: локти - вперед, лопатки отянуть вниз. Тогда  все тело группируется и растет.

упр.  "Пружинка"
И.п. - стойка ноги врозь, ступни параллельно.
1 - приседая, коснуться грудью коленей, обхватив их кистями рук, - выдох;
2 - и.п. - вдох.

Замечание: пружинка, это то,  что при нажиме - само движется в исходное. Образ не соответствует данному упраж-нению, т.е.  не соответствует самому предложенному  методу.
  Образ  именно "Пружинки" можно почувствовать  так:  Стоя, исходное - стопы  параллельно, под бедрами. Вдохнуть и  на выдохе, сжимая кулачки, сгибая локти, поднести их к ключицам. С силой надавить кулачками через локти вниз, все тело сжимается,  - выдохнуть побыть в паузе пока это приятно. Отпустить кулачки, дать войти вдоху и рукам развернуться в исходное положение, ощущая  самопроизвольное распрямление всего тела

упр. "Ловля комаров"

И.п. - стойка ноги врозь, руки вперед. Хлопки прямыми ру-ками над головой, перед грудью, справа, слева.

Замечание: У человека плечевой пояс самый " распоясанный" ( что влияет и на всю психосоматику. т.к. "распоясанные руки" не могут руководить, т.е. правильно содержать верхний отдел тела, который  структурно связан с низом и  может соответственно: или тяготить его ( висит на нем) или, " тянуть низы наверх"  - к легкости осанки и дыхания.
Важны ни столько хлопки сами по себе,  сколько как средство для развития  ОБРАЗА  и чувства плечевого пояса. Необходима инструкция: " при хлопке -   ваши лопатки " копают " вниз!"

упр. "Цапля"

И.п. - руки в стороны (или согнуты за спиной).
1-2 - поднять согнутую в колене правую ногу и, вытянув ее вперед, сделать шаг;
3-4 - то же - левой ногой.
Голову держать высоко, дыхание равномерное.

Замечание:  Что при этом делают руки? От них много зависит!
Что значит держать голову высоко? - задрать подбородок ? ( а так большинство и  делают!) или  же тянуть тело и шею по оси, вытягивая всю шею  за "ушки на макушку"? 
Движение ноги лучше не разделять на шарнирные: поднять, опустить , а предложить движение стопой по максимально-му кругу: лучше будет  развивать равновесие  и грацию движения . Можно почувствовать, как колено управляет поясницей, развивая ее гибкость и силу

упр. "Шаги великана"

И.п. - о.с. Ходьба широким шагом с выпадами вперед, руки на пояс.

Замечание: руки на пояс - это положение кистей, а как "ведут" себя локти?  Проверьте: если локти отвести назад - поясница закрепощена,  а вместе с ней вся спина вас не поблагодарит. Если локти направить вперед, лопатки - вниз, то включается скрестное с бедрами  движение плеч. Далее можно перейти в движение - образ " Лыжника", очень полезное для всего организма.



упр. "Конники"
И.п. - руки согнуты в локтях ладонями вниз. Прыжки с высоким подниманием коленей и поочередным касанием рук.

Замечание: очень важно для выработки правильного стереотипа походки ударять  коленку скрестной ладошкой. А еще можно поставить пальцы рук  под ключицами и  прыгать (или просто поднимать высоко колени), стараясь доставать коленями скрестные  локти.
Кроме замечаний к этой статье, хочу обратить внимание  на кочующего   из пособия в пособие у многих авторов штампов типа вот этого:  Голова, шея, туловище образуют одну прямую линию.
Какой ОБРАЗ  и внутренне ощущение за этим стоит? - мысленно прижать все к стене? Но как  именно:  голову? ( какую именно точку ее - ведь смещение затылка даже на сантиметр меняет всю структуру позвоночника!), шею? (удобно ли ее вот так  выпрямить? и для чего уродовать естественный изгиб?), туловище? ( там тоже два изгиба!).
А  может  все же имеется в виду, что тело должно быть собрано вокруг прямой оси,  проходящей внутри всего тела, через макушку, центр тяжести, промежность и опираться на определенное место между стоп, которое еще надо уметь почувствовать и показать, а не просто скомандывать: "ноги на ширине плечь! Плечи шире, голову поднять".

И главное - взрослые должны культуру тела ( содержания тела по закону, вложенному в нашу природу), все время  демонстрировать, транслировать всем своим ОБРАЗОМ движения, дыхания, говорения, а иначе, мы просто вот так лжесвидетельствуем на бедного мишку, не прививая ребенку внимательный взгляда на мир и себя,  развиваем   доверчивость к ходульным мифам и штампам.




Hosted by uCoz