Дорога к храму
(История метода и курса)

            Работа  в области единства тела, души и духа (связи тела и слова) началось  давно и шла параллельно с поиском смысла жизни, истины. Философия, педагогика, телесно-ориентированная психология и  ( арт - сказко-терапия, методы М.Фельденкрайза, А. Лоуэна и др.), сравнение  телесных практик в разных духовных культурах, встреча с Натали Дроэн на ее семинарах " Сакральная архитектура тела".

Натали Дроэн - француженка русского происхождения. Родители ее из старинных русских, литовских и украинских родов: отец из Трубецких, мать - из Антоновичей. Этой женщине сейчас за 80,  она мать семерых детей  и опыт ее жизни, и сам ее облик наглядно демонстрирует  ту идею, которую Натали любит  повторять: " Нет старости - есть  высокий возраст. Возрастание, выравнивание и духом  и  телом должно  быть каждый день и  час".
Я глубоко признательна ей за импульс  в  направлении этого исследования телесности в православной традиции, за  ее  вдохновение  и понимание,  что истинная культура тела может быть понята только через библейское откровение,  через  единство  Слова и Тела,  образа  Божьего и  телесного храма   выстроенного по вертикали,  в  единстве с осознанным, молитвенным дыханием.

Но радикальное переосмысление  и становление предлагаемого здесь  подхода произошло после прихода в православную Церковь - покаяния и  воцерковления.  Здесь мне открылся весь грандиозный мир Православной традиции и, как следствие,  стала понятна онтология тела  в разных духовных традициях. Тогда весь прежний  опыт моих поисков  переосмыслялся  в свете Евангельском. 

Но, тогда и  появились, на данной момент непреодолимые,  расхождения, с Натали Дроэн. В первую очередь это касается самой  возможности  такой постановки дела,  как создание авторской школы с теми названиями, которые предлагает Натали: "Сакральная архитектура тела" и "Метафизиология", опирающиеся не только на библейское понимание тела, но и на каббалу, пусть только в части  схемы древа сфирот, сакральности чисел и букв, которые, по мнению Н. Дроэн, способствуют более глубокому пониманию Библии. Я  думаю,  что  для вмещения откровения Божьего  (Библии)   мы нуждаемся в  доверии домостроительству Господнему и в наших усилиях по стяжанию Духа Святого - Духа Истины, который вразумит нас на понимание Библии, как доселе просвещал святых нашей Церкви. В примере их жизни и   их трудах можно найти все пояснения  к  трудным для нас вопросам относительно Св. Писания, нашей духовной практики и повседневных проблем. 

Мне представляется,  что речь должна идти  не о создании  чего-то  нового, а, в первую очередь, о реконструкции и переосмыслении того, что уже  было в православной аскетике и культуре, и что может быть  творчески переосмыслено и развито в соответствии с нуждами нашего времени. Это очень похоже на споры вокруг нужности такого направления, как православная психология и ее возможностей. Сама по себе современная  психология, в том числе и телесно-ориентированная,  дает инструменты, но не открывает  понимание смысла жизни, так  с изучением и душевного и  телесного  вне православия  - нет  истинного постижения тайны и предназначения  человека и его тела.

Все необходимое для осознания основ  и главных подходов в развитии любого вида православной культуры есть в св. Писании, св. Предании,  наследии святых отцов. И вот  стали " вдруг" открываться, осмысливаться  (  в  Библии, в богослужении, в  сочинениях святых отцов и  в  бытовой культуре православной Руси)  забытые или не всегда понятные современному человеку, выросшему в атеистической   или современной эклектической культуре,   традиционные   телесные   метафоры-образы, правила,  практики, которые и  составляют  культуру воспитания телесности православного человека.  ( См. например: " О  благоговейных внешних формах" " О пеленании", " Хороший тон. О манере себя держать" )
Стали  раскрываться те места  в Писании, где Дух Святой через  обыденное, телесное, материальное открывает нам метафорическим (символическим) языком   духовный смысл названий частей тела человека и животных, образы повседневной семейной и бытовой жизни, одежды, священнических облачений, болезней...  Весь текст Библии можно и нужно  понимать  и  буквально, и  аллегорически,  и анагогически ( уровень духовного, букв.- "возводящего ввысь") т.к. таково наше сознание. Оно обусловлено буквальным, историческим опытом, но устремлено  за его пределы - к  источнику всякой вещи, опыта, явления, к первообразам и логосам.  Но Бог  избрал для общения с человеком  язык   повседневных образов, чтобы быть понятнее все людям -  молодым, старым, образованным и не очень...

     Предлагаемые здесь  материалы и  наработки - есть результат работы по переосмыслению того, что нам дано в православной церковной и  утраченной культуре повседневной жизни (по "известным причинам"). И сейчас оказывается востребованным заново для решения тех антропологических  проблем, которые  эти " известные причины" породили.

Hosted by uCoz