ОТКУДА У НАС ДЕПРЕССИЯ?

Часть вторая
Страничка православного психолога.
Ермакова Людмила Федоровна
http://www.hram-ks.ru/ermakova61.shtml

    А сейчас я хочу Вам привести отрывок из воспоминаний Ивана Пущина, лицейского друга Александра Пушкина:
     "Вставали мы по звонку в шесть часов. Одевались, шли на молитву в залу. Утреннюю и вечернюю молитву читали мы вслух по очереди.
     От 7 до 9 часов - класс.
     В 9 - чай; прогулка до 10.
     От 10 до 12 - класс.
     От 12 до часу - прогулка.
     В час - обед.
     От 2 до 3 - или чистописание или рисование.
     От 3 до 5 - класс.
     В 5 часов - чай; до 6 - прогулка; потом повторение уроков или вспомогательный класс.
     По середам и субботам - танцеванье или фехтованье.
     Каждую субботу баня.
     В половине 9 часа - звонок к ужину.
     После ужина до 10 часов - рекреация (отдых).
     В 10 - вечерняя молитва, сон…"

     На что я хотела бы здесь обратить ваше внимание. Во-первых, на четкую структурированность суточного и недельного времени лицеистов. Во-вторых, на правильно организованные ритмы. Начинался и заканчивался день молитвой. Каждые два часа учебного времени перемежались часовым перерывом с активными играми (т.е. физической нагрузкой) на свежем воздухе, и, естественно, питанием.

     Мы можем только удивляться, насколько гармонично и правильно в начале 19-го века был выстроен образовательно-воспитательный процесс в Царскосельском лицее. И результат впечатляет: выпускники этого лицея становились министрами, дипломатами, сенаторами, членами Государственного совета, учеными, писателями.

     Батюшка наш Серафим Саровский наставлял: "Благословляю им (Дивеевским сестрам) - как от сна встают - тут же за работу; читая про себя, хотя бы и на ходу мое правильце; если так сотворят - спасутся". И сам никогда не пребывал без дела, не допускал себя до праздности. Известно, что батюшка Серафим постоянно носил на спине котомку с камнями. Интересующимся, зачем он это делает, отвечал: "Томлю томящего мя".

     Обратите внимание, батюшка уделял особое внимание внешней активности: "как от сна встают - тут же за работу" и далее то, что может нас смутить: "читая про себя, хотя бы и на ходу мое правильце". Известно также, что когда люди всякую деятельность оставляли и начинали только усердно заниматься молитвой, чаще всего по самочинию, то очень многие из них впадали в прелесть. Из литературы опять же известно, что исцелялись они от этого духовного недуга тем, что отправлялись на послушания, связанные с напряженным физическим трудом: в пекарню, на конюшню, на мельницу и др.
Мы, современные люди, избалованные всеми удобствами комфортной жизни все более удаляемся от естественных видов труда и все более погружаемся в различные виды созерцательности, в том числе, связанные с разнообразными приборами - носителями информации - телевизором, компьютером, магнитофоном, плеером и прочими. Искажая внешнюю сторону нашей жизни, мы неизбежно деформируем всю структуру нашей личности, разрушаем присущее нашей природе психофизическое единство.
22Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее, 23и которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения; 24и неблагообразные наши более благовидно покрываются, а благообразные наши не имеют в том нужды. Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, 25дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге. 26Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены.
27И вы - тело Христово, а порознь - члены ( 1 Кор.12)


Hosted by uCoz