ЧЕЛОВЕК КАК ОТРАЖЕНИЕ ОБРАЗА БОЖЬЕГО

Николай Чернякевич
Введение Существуют две крайности в определении сущности человека. Одна из них заключается в том, что человека низводят до уровня животного, лишают его всякого величия, а другая - в том, что его возвышают до уровня Бога, превращают в меру всех вещей - наибольшую ценность. Интересно, что оба эти крайние взгляда на природу человека могут прекрасно уживаться вместе. Если исходить из положения, что человек является мерой всех вещей, как заявлял "учитель мудрости" Протагор, то он является эталоном для оценки всего мироздания, оставаясь при этом лишенным возможности дать самому себе объяснение. Понимание содержания образа Божьего в человеке позволяет избежать двух крайностей: не превозносить его до уровня Бога и не сводить его до уровня животного; т. е. найти ему надлежащее место в мироздании.
Все вопросы, связанные с пониманием человеком, не только важны, но и невероятно сложны. "С незапамятных времен человек знает о себе, что он - объект, достойный самого пристального внимания, но именно к этому объекту во всей его целостности, со всем, что в нем есть, он как раз и боится приступить. Порой он делает такую попытку, но уже вскоре, подавленный множеством возникающих здесь проблем, отступает с безмолвной покорностью и либо пускается в размышления о всевозможных материях, за исключением человека, или расчленяет этого человека, т. е. самого себя, на части, которыми удобно оперировать порознь, без особых хлопот и с минимальной ответственностью" [4, c.75-76]. Не случайно в современном мире существует огромное множество определений, большинство которых скорее запутывает, чем объясняет понятие человека.
Так, например, мы слышим, что человек является экономическим существом. Он с головой втянут в отношения спроса и предложения. Это неопровержимый факт по отношению к современному человеку, но, в действительности, человек нечто большее, чем экономическое существо. Если человека рассматривать только с точки зрения экономики, то получается, что экономические силы оказывают основополагающее влияние на мотивы человека. Так, если человек имеет экономические возможности обеспечить себя материально, значит, он достиг своего предназначения [28, с.446-447]. 
Также человека представляют как социальное или политическое существо. И это ни у кого не вызывает сомнения. Вне социальной принадлежности человек перестает быть человеком, он просто не может формироваться как человек без общения с другими людьми, без общества. Вряд ли эта сторона исчерпывает полное значение природы человека. В таком случае человеческое общество ничем не отличалось бы от муравейника и люди практически ничем не отличались бы друг от друга. 
Также можно услышать мнение, согласно которому человека следует воспринимать только в рамках определенной национальной группы, к которой он принадлежит. Высшим предназначением человека в таком случае является исполнение гражданского долга перед народом, приверженность его идеалам, полное подчинение его интересам. Это идеология нацизма, расизма. 
Существует также подход, подчеркивающий свободу человека, его способность делать выбор и рассматривающий волю человека как сущность личности. Главной целью такого подхода является освобождение личности от ограничений, для максимальной ее реализации. Согласно этому подходу основная потребность человека состоит в информации, необходимой для правильного выбора, поскольку такой подход подразумевает не только возможность и способность, но и то, что человек должен сделать. "Человек - хозяин своей судьбы и капитан своей души" - гласит лозунг этого подхода.
Человека также можно рассматривать как частичку вселенной, которая находится под влиянием сил, контролирующих его, но не заботящихся о нем. Эти силы либо враждебно относятся к нему, либо вовсе безразличны, поэтому многое зависит от случая. Вследствие такого подхода, жизнь становится бессмысленной игрой фортуны. Такой точки зрения придерживаются многие экзистенциалисты. 
Наконец, человека можно рассматривать как половое существо и даже как высоко развитое животное, наделенное рядом особенностей. Поскольку у человека много общего в плане биологии с животными, то такой взгляд выглядит небезосновательным, и сравнение человека с животным на уровне способностей получается не всегда в пользу человека [4, с.464]. 
Хотя практически все из вышеперечисленных определений человека не лишены оснований, их нельзя принять за абсолютную истину. Ведь человек нечто большее, чем экономическое или социальное существо; больше, чем половое существо или биологический вид; больше, чем представитель своего народа или определенной расы; больше, чем свободное существо или частичка вселенной.
Все эти взгляды ограничены материальной стороной человеческой природы. Но нельзя впадать и в другую крайность, которая характерна для тех, кто стремится отстаивать чисто религиозную точку зрения. Для них человек представляется "духовным существом". Такое определение человека, как и многие другие, отражает только часть правды и является ограниченным, ибо упускает из внимания тот факт, что в опыте человека нет почти ничего, что было бы полностью духовным. Человек не является животным, но он не является и ангелом, он не есть исключительно духовное существо, как и не является исключительно материальным.
Наконец, библейский подход исходит из положения, что высшей ценностью является Бог, поэтому загадка человека в этой системе мышления может быть раскрыта только при соотнесении ее с Божественной сущностью. Только теоцентричный подход может содержать указание на предназначение человека, на смысл человеческого существования. Именно такой подход реализует христианская антропология, основополагающим авторитетом для которой является Священное Писание.
Библия ясно и конкретно определяет сущность человека как сотворенного по образу и подобию Самого Бога. Это определение проводит четкую границу между человеком и всем остальным творением, так как только человек несет в себе отпечаток образа и подобия Творца. Однако все же остается открытым вопрос, в чем именно заключается образ и подобие Божье в человеке. С другой стороны, образ Самого Бога представлен в Библии определенно и конкретно. В нем четко выделяется и ряд абсолютных и нравственных атрибутов. Все эти Божественные атрибуты получили отражение в природе человека. Таким образом, через познание образа Бога можно познать и определить образ Божий в человеке. 

1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
С христианской точки зрения, проблема определения человека связана с его отношением к Богу. Человек никогда не сможет понять самого себя, если утратит связь с Тем, Кто создал его и наполнил смыслом.Чтобы понять человека, необходимо проследить всю его историю (до настоящего времени), так как все это историческое наследие оказывало на него влияние и сформировало его таким, каков он есть сегодня.
Писание ясно и конкретно утверждает, что человек является творением Божьим (Быт.2.7). Если по поводу времени, способа и продолжительности сотворения человека можно много спорить и отстаивать различные точки зрения, то сам тот факт, что человек сотворен Богом, является неоспоримым, если принимать Библию как откровение Божье. Признание этого факта влечет за собой далеко идущие последствия.
1.        Существование человека не является самостоятельным, ибо он сотворен Богом. Он возник потому, что такова была воля Божья. И Он воплотил Свое желание в жизнь. Человек получил жизнь от Бога и может ее продолжать благодаря Его провидению. Из этого возникает вопрос о предназначении человека: для чего его создал Бог? Поскольку мы произошли от Бога, то все, чем мы владеем, произошло от Него и всем мы обязаны Ему. Человек поэтому не является центром вселенной. 
Это помогает найти определение человека. Если вопрос о том, кем мы являемся, по крайней мере частично связан с вопросом, откуда мы произошли, то ключ для понимания человека следует искать в том факте, что его сотворил Бог. Человек появился не в силу случайно сложившихся в природе обстоятельств, но является результатом сознательных намерений и планов Бога. 
2.        Человек сотворен Богом, но не произошел от Него. Он не является божеством, потому ограничен во многих отношениях. Хотя цель христианина - объединиться с Богом духовно, человек всегда с метафизической точки зрения отделен от Бога. Таким образом, он не должен терять свои человеческие особенности, поскольку таким его сотворил Бог. 
3.        Человек является частью творения. Невзирая на различия с другими творениями, он - одно из них, и ближе к ним по своему положению в мироздании, чем к Богу. Поэтому он должен жить в гармонии с окружающим миром. Неправильное отношение к окружающей среде вызывает экологические проблемы. Осознание того, что человек - часть природы, должно вызывать гуманное отношение к окружающему миру. 
4.        Человек занимает уникальное место в мироздании, посколькуон сотворен "по образу и подобию" Божьему. Он не может бытьприравнен во всех отношениях к остальному творению. Таким образом, человек не может ссылаться на инстинкт, объясняя свои ошибки и недостатки, поскольку находится на более высоком уровне, чем животные.
Бог указывает на то, что жизнь человека священна. Он запретил убийство даже после грехопадения (Быт.9.6) на основании того, что человек сотворен по образу Божьему. 
Даже грешный человек является образом Божьим и представляет для Него большую ценность. Правильное понимание этого исключает возможность обесценивания человеческой жизни, приравнивая его к животным. 
Это также означает, что запросы человека не могут быть приравнены к потребностям животного, они значительно выше удовлетворения потребности в пище, одежде, удовольствиях и т. д. Трансцендентный элемент в человеке, который отличает его от других творений Божьих, вносит серьезное отличие. 
5.        Образ Божий универсален для всех людей, поэтому быть человеком - это большое достоинство; у нас нет оснований унижать никого из людей. Какими бы грешными и злыми ни были люди, в их природе таится отпечаток образа Божьего, как потенциал, который может получить развитие. 
Универсальность образа также свидетельствует о том, что у каждого человека есть чувствительность к духовному, хотя иногда это качество может быть настолько заглушенным, что его сложно обнаружить. Каждый человек обладает потенциалом для общения с Богом и будет оставаться ущербной личностью до тех пор, пока не даст возможности ему проявиться. Поскольку все люди являются образом Божьим, то никто не должен унижать человеческое достоинство других, посягать на их свободу. Этот взгляд отвергает рабство, а также притеснение людей. 
Человек является образом Божьим - и это не только открывает большие возможности перед человеком, наделяет огромными привилегиями и правами, но налагает на него большую ответственность как на представителя Самого Бога в этом мире. Только раскрытие тех качеств, потенциал которых Бог заложил в человека при сотворении, дает ему возможность быть человеком в полном значении этого слова: человеком -образом Всевышнего. 
6.        Люди являются братьями. То, что человеческая раса произошла от одной пары людей, означает, что все люди являются кровными родственниками друг с другом в определенном смысле. Негативная сторона нашего общего происхождения заключается в том, что все люди оказались в состоянии восставших детей против Небесного Отца. В этом смысле все люди являются братьями и блудными сыновьями одного Отца. 
7.        Человек не является наивысшей ценностью во вселенной. Ценность человека велика, ибо он является, за исключением разве что ангелов, высшей ценностью среди всех творений, но это положение ему дано Богом, Который и является наивысшей ценностью во вселенной. 
При всем уважении к человеку, мы всегда должны помнить, что его жизнь, способности, сила и т. п. даны ему Богом, и мы никогда не должны наше уважение к человеку поднимать до уровня поклонения ему. Поклонения достоин только Бог, и если мы поклоняемся кому-либо вместо Бога, то это является идолопоклонством и осуждается Богом как один из самых тяжких грехов. Любовь к Богу должна превышать любовь к человеку (Мф.22.37-40). 
8. Мы принадлежим Богу, созданы с определенной целью, так как мы сотворены по образу Божьему.Поэтому мы должны жить в согласии с Его волей, подчинять себя Его воле, а не моделировать Бога согласно своему представлению о Нем. 
Во главу ценностей мы должны ставить Бога Творца - как оригинал того образа, отпечаток которого мы несем в своей природе. Бог, а не человек - мера всех вещей. Преданность Богу, посвящение своей жизни, служение, любовь по отношению к Нему - вот надлежащий ответ человека. Правильное отношение к Творцу вызывает смирение, которое в свою очередь возносит человека, возрождает в нем образ Самого Бога (2Кор.3.18). 
9.        Человек ограничен во многих отношениях, ибо является творением. Только Создатель неограничен. Человек не знает и не может знать всего. Это значит, что наше познание всегда будет неполным, и поэтому оно всегда подвержено ошибкам. Это должно вызывать у нас чувство смирения, невзирая на то, какими бы ни были наши достижения. Ограниченность распространяется практически на все достижения и возможности человека. 
10.        Ограниченность человека не является унаследованным злом. Всегда существовала тенденция у людей оплакивать свою ограниченность. Некоторые считают ограниченность результатом греха. Но из Библии видно, что человек был создан ограниченным и все же он был оценен Богом очень высоко (Быт.1.31). Да, конечно, ограниченность может привести ко греху, но сам факт ограниченности еще не производит грех. Скорее неверное отношение к ограниченности может привести ко греху.Существует также мнение, что преодоление ограниченности, особенно в интеллектуальном плане, дает возможность избавляться от греха. Но жизнь свидетельствует о том, что высокий интеллектуальный уровень дает также возможность грешить более изощренно. Пренебрежение фактом человеческой ограниченности всегда приводило к серьезным духовным последствиям, как это можно увидеть из опыта эпохи Просвещения. 
11.        Правильное отношение к человеку должно быть основано на факте человеческой ограниченности. Этот факт довольно очевиден, несмотря на то, что нам очень не хочется и унизительно его принимать. Грехопадение Адама и Евы можно воспринимать как желание преодолеть свою ограниченность, что привело к самым тяжелым последствиям (Быт.3.4-6). То же желание привело к грехопадению ангелов (Иуд.6). Следовательно, нужно считаться с тем, что мы ограничены в определенных рамках. Мы не являемся Богом. Мы не можем и не должны быть Богом. Бог предоставил для нашего развития достаточно широкие рамки и возможности, но нужно отдавать себе отчет в том, что эти рамки существуют. 
Тем не менее человек удивителен. Хотя он творение, он - высочайшее из творений Божьих, поскольку носит Его образ и подобие. Человек не результат слепых совпадений природный процессов. Он величествен, и величествен потому, что таким его сотворил Бог [29, с.487-493]. 

2. ПИСАНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ КАК ОБРАЗЕ БОЖЬЕМ

Исследуя Писание как источник истины, с целью выяснить, в чем состоит сущность природы человека как образа Божьего, мы находим, что всего несколько отрывков говорят об образе и подобии Божьем в человеке. Наиболее известный из них - Бытие 1.26-27: "И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их". Стих 26 выражает Божье намерение сотворить человека "по образу Нашему, по подобию Нашему". Здесь употреблены два древнееврейских слова "цэлэм" и "цэмут", которые переведены как "образ" и "подобие". В Бытие 5.1 мы находим как бы подведение итога сделанного Богом и здесь употребляется слово "подобие". В Быт.9.6 запрещено убийство, поскольку "человек создан по образу Божьему". Это утверждение, регулирующее взаимоотношения между людьми, сделано уже после грехопадения. Но нужно обратить внимание и на то, что в этом отрывке вовсе не сказано, что человек все еще продолжает носить образ Божий, а только то, что он таковым был сотворен. Кроме этих отрывков, в Ветхом Завете нет непосредственных упоминаний об образе и подобии Божьем в человеке, не считая апокрифической литературы.
В Новом Завете два отрывка упоминают об образе Божьем в человеке в связи с сотворением человека. Это 1Кор.11.7 и Иак.3.9. В первом из них употреблено слово "образ", во втором - "подобие". Кроме того, в Новом Завете есть упоминание об образе Божьем в связи с тем, в кого преображаются верующие в процессе спасения: Рим.8.29; 2Кор.3.8; Еф.4.23-24 и Кол.3.10. 
Слова "образ" и "подобие" в переводе с древнееврейского имеют такое общее значение: 1) тень, картина, образ, подобие, представление; 2) сходство, подобие, образ [13].Слово "образ" используется 16 раз в Ветхом Завете и только 5 раз при описании человека как сотворенного по образу Божьему. В основном это слово употребляется, когда речь идет об идолах наряду с другими их наименованиями (например, изображение Ваала в 4Цар.11.18 и 2Пар.23.17, литые изображения хананейских божеств в Чис.33.52, языческие идолы в Иез.7.20, 16.17 и Ам.5.26). Оно также используется в более широком значении физического представления чего-то. Так, дважды это слово используется, когда речь идет об изготовлении изваяний (изображений) золотых наростов и мышей, которые были принесены филистимлянами в жертву повинности (1Цар.6.5,11). Здесь слово несет в себе значение "образ, представляющий божество", в отличие от других слов, основными значениями которых являлись форма или просто уменьшенная замена бога [38, с.767-768]. В значении физического представления оно также использовалось, когда речь шла об изображениях людей. Так, в Иез.23.14 - это изображение вавилонян. 
Слово также имеет абстрактное значение в Пс.39.7, где речь идет о зыбкости человеческой жизни, и в Пс.73,20, где речь идет о сновидении. По всей видимости, основное значение этого слова - "представление", которое включает в себя и абстрактное, и конкретное значения.
Слово "подобие" 26 раз употребляется в Ветхом Завете. Оно имеет абстрактное значение и произошло от глагола "быть подобным". Часто утверждают, что использование этого абстрактного существительного предполагает неопределенность и расплывчатость предыдущего в Быт.1.26-27. Это подтверждается в книге Иез.1.5,26 и др., где речь идет о теофании пророка Иезекииля. В этих отрывках пророк Иезекииль, в отличие от Исаии, ни разу не говорит, что он видел Бога, но только подобие Бога или подобие окружения Бога. В этом отношении он сходен с Иоанном (Отк.1.13) и Даниилом (Дан.10.16). В вышеупомянутых отрывках речь идет о видимом подобии, хотя у пророка Исаии (Ис.13.4) это слово также употребляется в значении слышимого подобия. 
Подобие не обязательно является физическим подобием, что доказывает отрывок из Книги пророка Ис.13.4, описывающий "большой шум на горах, как бы [подобный] от многолюдного народа". Но это слово также употребляется и в значении физического подобия (в значении конструктивного подобия, т. е. когда что-то является образцом или моделью чего-либо). Так, в 4Цар.16.10 говорится о модели алтаря. В 2Цар.1.3 фигуры быков, поддерживающих литое море, названы подобием (изображением) быков. Арамейские и аккадские родственные слова употреблялись в тех же значениях.
В целом, русский перевод древнееврейских слов "цэлэм" и"цэмуд" как "образ" и "подобие" полностью раскрывает их значение. Поэтому изучение словарного значения этих слов не вносит ни поправок, ни дополнений к значению русских эквивалентов.
Два слова: "цэлэм" и "цэмуд" - очень близки по значению, но только в книге Бытие (1.26) эти слова употреблены параллельно. Это послужило поводом для того, чтобы толкователи Писания начали искать различие между двумя синонимами. Так, Римско-католическое богословие провозгласило, что "образ" Божий в человеке означает структурное сходство человека с Богом, сходство, которое сохранилось даже после грехопадения, а "подобие" предполагает моральное сверхъестественное сходство, полученное от Бога, которое было разрушено в результате грехопадения. Согласно Хамберту и Бару (Humbert, Barr), более важным из двух является слово "образ", но, чтобы избежать представления о человеке как точной, хотя и в уменьшенном виде, копии Бога, было добавлено слово "подобие", которое ограничивает значение слова "образ". Также существует мнение, которое выглядит наиболее вероятным, что эти два слова являются абсолютными синонимами и не следует искать между ними никакого различия. Значения этих слов настолько переплетаются, что при упущении одного из них смысл практически не теряется. По мнению Клайнеса (Clines), "подобие" скорее расширяет, усиливает, делает более специфическим значение слова "образ", т.е. человек является не просто образом Бога, но образом, подобным Богу. Он не просто дает представление о Боге, но - представитель Его. Человек является видимым воплощенным представлением невидимого, бестелесного Бога. Писание указывает, что человек является настоящим и подлинным представителем Бога на земле [38, с.191-192]. 
Можно сказать, что изучение древнееврейских слов, переводимых как "образ" и "подобие", не дает достаточной информации, чтобы точно выяснить значение образа/подобия Божьего в человеке. Единственное, к чему можно прийти в результате изучения значения этих слов, так это то, что нет никаких оснований наполнять эти слова различным содержанием. Очевидно, их следует считать синонимами, которые указывают на то, что человек был создан в некотором роде похожим на Бога. 
2.1. Божественное подобие в богословии Ветхого Завета
Центральная идея ветхозаветной антропологии заключается в том, что человек является пылью и прахом перед Богом и не может устоять перед Его святостью. И, тем не менее, представление о том, что человек является образом/подобием Божьим, играет доминирующую роль в Ветхом Завете. Человек, с одной стороны, создан из праха земного, но, с другой стороны, Бог вдохнул в него жизнь.
Очевидно, что использование двух синонимов в Ветхом Завете несет в себе некоторую неопределенность. Трудно определить: то ли автор книги Бытие использовал выражения, традиционные для его времени и культуры, и его слова были ясными и понятными в их культурной среде, но, вследствие сильного изменения среды, ключ понимания был утрачен; то ли автор преднамеренно выразил идею сотворения человека столь туманно. 
Из-за этой неясности толкователям Писания всегда приходилось обращаться к контексту этих отрывков. О мужчине и женщине сказано, что они были созданы по образу/подобию Бога только в трех отрывках (Быт.1.26-28; 5.1-3; 9.6). Общее значение этих высказываний понятно из контекста, но в контексте недостаточно материала, чтобы выяснить точное значение выражений и преодолеть их двусмысленность. Поэтому комментаторы не смогли прийти к единогласному решению проблемы, что считать ключом для понимания образа Божия, и их интерпретация часто отражала достижения современной им психологии, философии, социологии, богословия. 
Контексты цитат, в которых идет речь о человеке как образе /подобии Божьем, действительно несут в себе некоторые ясные указания, с которыми фактически согласны все комментаторы. ВБыт.1.1-2,4 четко прослеживается желание автора отделить Бога от Его творения. Вместо непосредственного действия, для Бога достаточно Слова, чтобы вызвать творение. При сотворении же человека (Быт.1.28), мы видим непосредственное действие Бога, т. е. человек появляется в результате действия Бога, оказываясь в родстве с Ним. Каждый из Божьих актов сотворения мира начинается словами: "И сказал Бог...", за ним следует повеление: "Да будет...", потом констатация факта: "И стало так" и, наконец, оценка: "И увидел Бог, что это хорошо", также временной отсчет "И был день..." Сообщение о сотворении человека также отвечает этой модели, но оно начинается со слов: "Сотворим человека", а не "Да будет..." Это удивительное выражение Божьего намерения, каким бы ни было его точное значение, немедленно обращает внимание на сотворение человека как на апогей Божьего творения. Из всех упоминаний об актах Божьего творения это самое продолжительное с троекратным повторением глагола "творить". Тот факт, что человеку было дано господствовать над всем творением, и оценка: "хорошо весьма", которая следует за описанием акта творения, свидетельствуют о том, что человек является вершиной в Божьей творческой деятельности. Только человек среди всего творения удостоился особого статуса быть образом/подобием Божьим, и это отделяет его, делает превосходным над всем, что было создано Богом. Эта точка зрения также подтверждается вБыт.9.6 словами благословения Ноя после потопа. В отличие от Божьих указаний вБыт.1.29-30, человек получает разрешение убивать животных и использовать их в пищу. Нельзя убивать человека, "ибо человек создан по образу Божию". Итак, образ Божий в человеке наделен особым достоинством и ценностью, что отделяет человечество от всего прочего творения. 
ИзБыт.5.1-2 ясно видно, что как мужчина, так и женщина сотворены по образу Божьему. ВБыт.5.3 идет речь о том, что Адам родил сына по образу своему (здесь использован тот же глагол, что и в 1.26). Это предполагает, что подобно тому, как сын наследует сходство со своим отцом, так и человек является образом и подобием Божьим. Поскольку рассмотренный нами отрывок показывает, что и мужчина, и женщина являют образ Божий, то становится очевидным, что подобие, не исключая физическое в широком смысле, фокусируется, главным образом, на таких особенностях человека, как личность, самоопределение, разум. По всей вероятности, вся личность является образом Божьим, а не отдельные элементы, исключающие другие. Такой взгляд на человека как цельную личность поддерживается и подтверждается на протяжении всего Ветхого Завета. Даже более фундаментальным, чем сходство между Адамом и его сыном, было родство между ними, поэтому существует мнение, что образ Божий в человеке подразумевает, что человек обладает прирожденной способностью для родства с Богом.
Два отрывка из Писания предостерегают нас от попытки одностороннего толкования значения подобия Божьего в человеке. ВБыт.5.1 идет речь о физическом потомстве первого человека и сказано о Сифе, сыне Адама, что он был рожден по образу и подобию Адама. Это утверждение наиболее важно. Оно утверждает богословскую актуальность для всех поколений сообщения о божественном подобии. В отношении к рассматриваемому вопросу, в Быт.5.3 мы находим свидетельство передачи божественного подобия в рамках физической преемственности поколений. В отрывке Быт.9.6, в котором речь идет о запрещении убийства, запрещение основывается на божественном подобии человека. Из него следует, что насилие над человеческим телом является поруганием Божьей чести. 
Кроме отрывков из книги Бытия, в Ветхом Завете находится еще только один отрывок - Пс.8.5, в котором говорится о Божьем подобии. Это утверждает нас в трансцендентности физической духовной альтернативы. Как сказано в Пс.8.5, человек только немного ниже Бога и увенчан славой и честью. Вторая часть параллелизма уточняет первую часть, расширяя ее словами "слава и честь", - несомненно, речь идет о внешней славе, выражая наивное удивление, подобное тем высказываниям, которые можно найти в древних Вавилонских текстах. Тем не менее, слово "слава"имеет более глубокое значение. Это еще и весомость человека - то, что впечатляет в нем, - раскрытие внутренней силы, присущей ему. Это раскрывает перед нами мистический момент в идентичности между человеком и Богом, поскольку в учении Ветхого Завета слово "слава" относится исключительно к Богу.
Естественно, что недосказанность в понимании Бога сказывается на недостаточном понимании божественной стороны человека. С другой стороны, есть множество ответов на вопрос, как человек должен использовать свое божественное подобие и к чему это его приведет. Так, даже в божественном решении в Быт.1.26 нам сказано, что человек будет создан по образу Божьему, с тем, чтобы он мог контролировать окружающий мир. Это звучит так, что все творение нуждается в господстве человека как установленном Богом. То, что человек должен быть облечен божественным подобием для этой цели, достаточно важно, ведь даже земные правители там, где они не могут лично присутствовать, для осуществления своего господства устанавливают свои изображения как символы их могущества. Так и человек в сфере управления как представитель Бога на земле призван представлять господство и могущество Бога. Это настолько важный момент, что Пс.8, который только отдаленно связан с Быт.16, связывает данное Богом поручение управлять творением с божественным подобием. 
Кроме вопроса, что содержит в себе образ Божий в человеке, который, возможно, лежит в основе контекста рассмотренных нами выше отрывков, из их содержания также видно, что человек даже после грехопадения все же остается образом Божьим. Ветхий Завет ничего не говорит об утрате божественного подобия. Писание говорит, что его унаследовал Сиф. Тем не менее, постепенное уменьшение продолжительности жизни первых людей толкуется как деградация первоначальной силы и данных Богом навыков. И если наше объяснение божественного подобия правильно, то эта деградация вполне вписывается в это понимание. 
Тот факт, что человек создан по образу Божьему (в образ или как образ), явно является положительным утверждением, что человек поставлен Богом в особое положение над всем мирозданием. В свете строгого осуждения идолопоклонства и безоговорочного запрещения образов в Библии это положительное использование слова "образ" наиболее неожиданно. И, хотя даже если это слово в Ветхом Завете употребляется как законное осуждение использовать образы, то все же этот отрицательный подтекст довольно отчетливо ассоциируется с этим словом. Похоже на то, что сверх содержания понятия образа Божьего в человеке, которое нам дает библейский контекст, Библия больше информации нам не представляет, и все, что выходит за пределы этого понимания, строится уже на небиблейских знаниях. Поэтому не случайно возникают идеи, согласно которым понятие образа Божьего в человеке израильтяне заимствовали из других культур. 
2.2. Метафорическое использование образа/подобия в Новом Завете
В Новом Завете оригинал всегда представлен образом. Тому, что изображается, здесь дано видимое проявление. Так, в Евр.10.1 "образ" четко отличается от "тени будущих благ". Закон имеет отношение только к тени, но не к сущности вещей. Это понимание прослеживается во всем Новом Завете. Так, в Рим.1.23 мы читаем, что человек изменил славу (образ) бессмертного Бога в "образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся". Очевидно, здесь мы видим противопоставление языческому культу образов. Особенность этого выражения заключается в контрасте значений слова, которое означает "копия", и"оригинальная копия", т.е. сама вещь в своей форме. Когда Христос назван образом Бога в 2Кор.4.4, Кол.1.15, все внимание обращается на тождество образа с оригиналом. В Кол.1.15 явно выражена та идея, что когда речь идет об Иисусе как об образе Божьем, то это всего лишь другими словами выражено то, что Он является сыном Божьим.
Тем не менее, существует связь между божественным подобием в Ветхом и в Новом Заветах. Для ап. Павла образ Божий - это, несомненно, то же понятие, что и в Быт.1.27. И если он здесь ссылается на Христа, а не на Адама, то это потому, что он приравнивает Христа к Адаму, называя его вторым Адамом (2Кор.15.45). Согласно Павлу, образ Божий во Христе свидетельствует не о том, что Отец стал Своим образом во Христе, но что Христос послан к нам как образ Божий, через Который мы можем знать, чего желает Бог и что Он делает. Павел использует концепцию образа Божьего также для того, чтобы прояснить, кем Иисус является. 
В своей антропологии на основе божественного подобия человека Павел сделал некоторые практические выводы (1Кор.11.7). Но уже в 1Кор.15.49 он может относиться к "образу перстного" (из Быт.5.3), как к определению земного существования, а "образ небесного" - как имеющий отношение кбудущему.Главное, что выделяется в антропологии Павла по отношению к тому, что человек является образом Божьим, заключается в том, что этот образ все еще должен быть установлен или возобновлен. И это будет сделано в связи с тем, что Христос является образом. В послании к Римлянам 8.29 "подобным образу Сына..." нет тавтологии в употреблении слов "подобный" и "образ". Общее утверждение, что христианин должен быть приведен в соответствие, или стать братом Первородного, преподносится в Новом Завете с особым ударением на том факте, что христианин будет иметь участие в божественном подобии, провозглашенном Христом. Человек, который является образом Христа, является образом в специфическом смысле, который является истинным и в первоначальном значении (Быт.1.27). Это подобие является целью божественного предназначения. Как показывает контекст, это такое отождествление со славой Божьей, с Его божественной сущностью, какое присуще Христу (Рим.8.29; 2Кор.3.18). 
Христиане всегда стремились достичь божественного образа во Христе, или, как мы читаем в Кол.3.10, облечься в нового человека "по образу создавшего его". Здесь вполне ясно, что восстановление божественного подобия соответствует установлению взаимоотношений со Христом. Этот отрывок также показывает, насколько важны этические последствия восстановления образа, т. е. оставление блуда, нечистоты и т. д. [5, 8, 9]. 
Мы также получаем здесь ответ на вопрос, когда произойдет восстановление "образа". Ответ на этот вопрос однозначен во всем учении Павла. Не подлежит сомнению, что в 1Кор.15.49 идет речь об эсхатологическом будущем так же, как и в Рим.8.29. Однако, в этом отрывке и еще более в 2Кор.3,18 эсхатологическое утверждение связано с событиями, которые уже присутствуют в жизни христиан. Также в Кол.3.10 восстановление "образа" представляет цель в этических действиях. Как и все дары, которые даны христианам, "образ" является предварительным. Это означает, что он присутствует, и еще, что он все еще должен присутствовать. Человек им обладает, но еще не обладает. Его эсхатология находится даже теперь в действии, и его присутствие имеет эсхатологический базис [37, с.396-7]. 

3. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОКТРИНЫ ОБРАЗА БОЖЬЕГО В ЧЕЛОВЕКЕ

Хотя вопрос о значении образа Божьего в человеке не имел такого значения в библейской традиции, какое он приобрел в более поздних богословских дискуссиях, он является очень важным, так как определяет место человека в мироздании. Этот вопрос вызвал немало бурных дискуссий и споров не только в христианский период, но проблески библейской истины о том, что человек является образом Божьим, можно найти даже в древней языческой литературе.
Ранние отцы церкви были достаточно единодушны во мнении, что образ Божий в человеке заключается в первую очередь в умственных и моральных качествах человека, его способности к святости, хотя некоторые были склонны включать в "образ" также и телесные характеристики.Ириней и Тертуллиан усматривали некоторые телесные черты в "образе", а в "подобии" - духовную природу человека. В отличие от них, Климент Александрийский и Ориген отвергали какую бы то ни было телесную аналогию и считали, что под "образом" следует понимать особенности человека как человека, а под словом "подобие" - то, что не является существенным для человека и может быть взращено или утрачено. Вообще для ранней церкви характерна тенденция находить различие между "образом" и "подобием". Как правило, под "образом" понимали первоначальную конституцию человека или внутреннюю силу человеческой души, а под "подобием" - моральное сходство души человека с Богом как провозглашенное в свободном использовании этих сил. Такой точки зрения придерживались Афанасий, Амвросий, Августин, Иоанн Дамасский. Так, Августин относил к "образу" интеллектуальные способности, а под "подобием" понимал моральные качества. Тертуллиан усматривал в "подобии" внутреннюю силу души, особенно в свободе выбора между добром и злом. Ориген, Григорий Нисский и Лев Великий считали, что "образ" содержит в себе главным образом свободу и честность воли. Согласно же Пеллагию и его последователям, "образ" заключается в том, что человек получил разум, так что он может познать Бога; получил свободную волю, так что он может избрать и делать добро; получил необходимое могущество, чтобы управлять низшим творением. 
В общем можно сказать, что восточные богословы подводили рационалистическую основу под понятие "образ/подобие", в то время как западные богословы больше внимания обращали на моральный аспект. 
Идея о различении "образа" и "подобия", характерная для ранних отцов церкви, была подхвачена схоластами, хотя и была сформулирована у них несколько иным путем. Согласно их мнению, "образ" включает в себя интеллектуальные силы ума и свободы, а "подобие" представляет собой праведность. Кроме этого, был добавлен еще один пункт различия, а именно, что образ Божий - это естественный дар человека, нечто присущее самой природе человека, а подобие Божье, или праведность - это сверхъестественный дар, который служит для сдерживания низменной природы человека. Однако в их среде возникали различные мнения по поводу того, был ли человек наделен праведностью сразу же при сотворении или он принял ее позже в награду за временное послушание. Это была праведность, которая позволяла человеку заслужить жизнь вечную. 
Все разнообразие взглядов на природу образа Божьего в человеке можно обобщить в три большие группы, как это предлагает сделать Эриксон [29, с.498]. Одни богословы усматривают образ Божий в присущих природе человека качествах (физических, психологических, духовных), и их воззрения можно назвать субстантивным подходом. Другие считают, что образ заключается не в каких-либо качествах, присущих природе человека, но в отношениях человека с Богом и/или в отношениях между людьми - т.е. в тех переживаниях, которые возникают в человеке в процессе этих взаимоотношений. Этот подход можно назвать релятивным. И, наконец, третьи усматривают образ не в качествах, не в переживаниях, а в том, что человек делает. Этот взгляд можно назвать функциональным. 
3.1. Субстантивный взгляд
Он является преобладающим в богословской мысли на протяжении всей истории развития христианского богословия. Общим для множества вариаций этого взгляда является то, что образ Бога определяется как совокупность определенных характеристик или качеств человека.
Некоторые рассматривают образ Божий как качества физической (или телесной) структуры. Хотя такая точка зрения никогда не была широко распространена, она существует до сегодняшнего дня. Основанием для нее может служить буквальное толкование слова, которое означает "структура", "форма". В этом случае Быт.1.26 переводится: "Сделаем человека, чтобы он выглядел подобно нам [был похож на нас]". 
Можно ожидать, что идея физического содержания образа Божьего вчеловеке будет возрождатьсяв связи с тем, что сегодня большое внимание уделяется психологическому толкованию природы человека. Но такой подход предполагает пренебрежение метафизикой. 
Более распространен субстантивный взгляд, согласно которому образ Божий определяется как совокупность психологических или духовных качеств человека. Здесь наиболее часто упоминается разум. Разум всегда воспринимался как уникальная особенность человека, которая отличает его от других творений (Homo sapiens). Но разуму как отражению образа Божьего уделяли внимание всегда в различной степени. Так, в эпоху Просвещения, когда особенное внимание уделялось умственным способностям человека, эта тенденция оказала влияние и на богословие. В настоящее время, когда такое большое внимание уделяется принципам свободы и внутреннему миру человека, разум уже не играет такой основополагающей роли. В понимании самого разума также существуют различные точки зрения. 
В своей умственной деятельности человек более всего похож на Бога и поэтому должен развивать эту сторону своей природы. 
Как было уже отмечено, на основании двух слов в Быт.1.26-27, была развита тенденция толковать "образ" и "подобие" как два аспекта или два измерения образа Бога. Иногда этот стих трактовали таким образом, что человек был создан только по образу Божьему, но постепенно достиг также и божественного подобия. Более распространенной является трактовка, согласно которой божественное подобие приписывалось духовной, или сверхъестественной причине. Так, например, Ориген рассматривал образ как то, что дано человеку немедленно в момент творения, а подобие - это то, что вручалось человеку Богом позже. Ириней провел различие между образом и подобием в направлении, за которым позже последовали многие богословы. Под образом он понимал, что у Адама был ум и свободная воля, а под подобием - такое сверхъестественное дарование, которое Адам получил посредством действия Святого Духа. Согласно точке зрения Иринея, Адам был как ребенок - невинный и неразвитый. В результате продолжительного процесса делания выбора ииспользования данной ему Создателем свободной воли, он возрос до состояния, которое предполагал для него Бог, т.е. в полноценную праведность. Будучи подобием ребенка, Божье подобие присутствовало в Адаме только в начальной стадии развития, как потенциал, который должен был получить свое развитие. Когда же Адам совершил грех, он потерял подобие, хотя образ остался, по крайне мере в некоторой степени. Такой концепции придерживается православное богословие. 
Эта идея Иринея получила развитие в средние века богословами-схоластами. Различие между двумя понятиями стало более конкретным, а эффект грехопадения был изолирован. Образ стал определяться как естественное сходство с Богом, которое проявлялось в силах ума и воли. Подобие было определено как божественный дар, добавленный к основной природе человека. Это подобие заключается в моральных качествах Бога, в то время как образ включает в себя природные атрибуты Бога. В результате грехопадения человек утратил подобие, но образ остался в полной мере. Человек остался человеком, но как доброе и святое существо он был испорчен. Сверхчеловеческие, сверхъестественные качества были утрачены, но не сущность человеческой природы. 
Эта перспектива, конечно же, включает концепцию природы греха и грехопадения, но она также включает и определенную идею о природе человека. Природа человека имеет относительный иммунитет против разрушающего воздействия грехопадения. Даже неверующие и номинальные верующие являются в полной мере людьми, как и верующие. Все люди наделены способностью оценивать действительность, осознавать истину, делать выбор на основании знания истины. Такая позиция оставляет открытый путь перед рациональным и натуральным богословием - даже без специального откровения все люди способны получить некоторое истинное знание о Боге. Она также открывает путь для естественной этики. Будучи свободным, человек способен делать некоторые добрые дела вне благодати. Собственно на такой системе построено католическое богословие. 
Мартин Лютер выступил наряду с прочим и против этой особенности католического богословия. Как ученый в области экзегетики, он пришел к выводу, что различие в терминологии между "образом" и "подобием", на котором строится концепция, не обосновано. Это всего лишь характерный для древнееврейского языка параллелизм. Следовательно, нет различия между образом и подобием ни до грехопадения, ни после. Лютер предложил общий взгляд на образ Божий в человеке. Все аспекты образа Божьего в человеке были испорчены, остался только остаток образа, который не содержит в себе определенных качеств или сил, сохранившихся в полной мере, в отличие от других, полностью утраченных. Остались только слабые фрагменты оригинала. Определенную трудность для точки зрения Лютера вызывает текст Быт.9.6, который как бы подразумевает, что человек после грехопадения все же содержит в себе образ Божий. На это Лютер отвечал, что образ находится в Божьем намерении, но не в действительности человека. 
Кальвин принял позицию очень близкую к позиции Лютера, отвергая дуалистический схоластический взгляд и указывая на остаток образа после грехопадения. Поскольку имеется остаток образа Божьего в человеке, знание себя и знание Бога взаимосвязаны. Через познание себя мы приходим к познанию Бога, поскольку он создал нас по Своему образу. С другой стороны, мы приходим к познанию себя через познание Бога, измеряя себя Божьей святостью.
Все варианты субстантивного взгляда, во всем их разнообразии, сходятся в одном - расположении образа. Он находится внутри человека, это качества или характеристики его природы [29, с.498-501]. 
3.2. Релятивный взгляд
Этот взгляд более характерен для современных богословов. Образ Божий не воспринимается как нечто присущее природе человека. Но задается вопрос: кем является человек, какова его природа? Образ рассматривается как переживание взаимоотношений. Человек отображает образ, когда вступает во взаимоотношения. Сами взаимоотношения являются образом.
К такой мысли привлек внимание Эмиль. По его мнению, из Слова Божьего мы не только узнаем, чем является образ Божий, но само Слово Божье формирует в человеке этот образ. Наше понимание формируется Писанием, но лишь в том случае, когда мы верим в Иисуса Христа, мы полностью получаем образ Божий и в таком случае можем действительно понимать свою собственную природу. Такое утверждение вовсе не отрицает, что каждая из различных наук может высказать авторитетное мнение в адрес человека в своей сфере.
Брунер делает различие между двумя значениями образа Божьего: формальным и материальным. Формальный образ делает человека человеком, отличает его от животного. Формальный образ является конституцией человека как разумного существа, ответственного и свободного. Человек как грешник не утратил этот аспект образа Божьего. Безусловно, он предполагается в способности грешить. Это, собственно, то, что имеет ввиду Ветхий Завет, описывая человека как существо, сотворенное по образу и подобию Божьему. Поскольку человеческая свобода ограничена в сравнении с Божьей свободой, то это высказывание истинно. Но на этом понятие образа Божьего не исчерпывается, утверждает Брунер. 
Бог создал человека как "материальную реализацию" свободы, ответственности, которые человек принял от Бога. Это акт ответа, взаимоотношения с Богом, содержит материальный образ. Бог говорит человеку: "Ты принадлежишь мне". Способность человека услышать и свобода ответить является образом формальным. Но когда он в самом деле отвечает: "Да, я принадлежу Тебе", то в таком случае также присутствует и материальный образ. Даже если человек отворачивается от Бога, т.е. теряет образ в материальном смысле, он все же стоит "перед Богом", он все же несет ответственность, он все же человеческое существо.
Брунер использует аналогию с зеркалом, чтобы показать различие между формальным и материальным аспектами образа Божьего. Если мы носим образ Божий в материальном смысле, мы находимся в положительном и ответном взаимоотношении с Ним. Брунер сравнивает этот аспект образа с отображением в зеркале. Если перед зеркалом источник света, то оно отображает свет, хотя не является источником света. Так и человек, когда он обращается к Богу, он отражает Его образ. Если же он отворачивается от Бога, то формально он все же находится перед Богом. Даже если он грешник и отрицает Бога, он все же несет ответственность перед Богом и остается человеческим существом. 
Брунер указывает на то, что за отношением человека к Богу всегда стоит отношение человека к людям. За заповедью любви к Богу следует заповедь любви к ближнему. Человек не может быть человеком сам по себе, истинная человечность заключается в любви к ближнему. 
Карл Барт также придерживается релятивного взгляда на образ Божий в человеке.Он усматривает сохранившимся образ не только в вертикальном взаимоотношении с Богом, но и в горизонтальном - между людьми. Согласно Барту, образ не заключается в том, кем человек является или что он делает, но образ связан с тем фактом, что Бог пожелал существования существа, похожего на Него, чтобы тот был Его партнером. В этом человек способен к взаимоотношению, он - повторение, "дубликат" божественного существа. 
Очевидно то, что существуют определенные взаимоотношения в Самом Боге. Такой вывод можно сделать из слов: "Сотворим человека по образу и подобию Нашему". Барт полагает, что в самом Боге есть определенные части, и поэтому Бог испытывает настоящие, но гармонические самостолкновения и самооткрытия. Человек отображает этот аспект божественной природы на двух уровнях - он переживает взаимоотношения и с Богом, и людьми. Таким образом, у человека с Богом общее то, что они испытывают столкновения "Я-Ты". 
Не случайно, обращает внимание Барт, что автор записи о творении не упоминает определенных интеллектуальных или нравственных талантов человека, когда речь идет об образе Божьем. Как в Боге, так и в человеке происходит столкновение между "Я" и "Ты". Человек не существует как одинокая индивидуальность, но как две личности, противостоящие друг другу. 
В целом доктрина Барта об образе Божьем заключается в следующем. Мы знаем согласно Быт.1.26-27, что образ заключается в отображении человеком вечного общества и столкновений, присутствующих в Боге. Вечное столкновение внутри человека покоится на факте, что человек был создан мужчиной и женщиной. Таким образом, существуют "Я-Ты" столкновения внутри человека точно так же, как существуют отношения человека с Богом. Образ Божий заключается в жизни для других. Таким образом, пребывание во взаимоотношениях с другими является содержанием образа Божьего. 
Хотя между взглядами Брунера и Барта есть много расхождений, но можно обобщить их позиции по следующим пунктам.
1.        Образ Божий и природу человека лучшим образом можно понять через изучение личности Иисуса Христа, а не самой человеческой природы. 
2.        Мы достигаем понимания образа Божьего через божественное откровение. 
3.        Образ Божий не следует понимать в терминах структурных качеств в самом человеке; это не то, чем человек является или чем он обладает, а то, что он переживает. Это скорее динамическое, чем статическое понятие. 
4.        Взаимоотношения человека, которые содержат в себе образ Божий параллельны взаимоотношениям человека с ближним. Барт обращает больше внимания на взаимоотношения между мужчиной и женщиной; Брунер - на взаимоотношения в обществе. 
5.        Образ Божий универсален, он находится во всех людях, во все времена и всюду. Следовательно, он присутствует и в грешном человеке. Всегда существует взаимоотношение человека с Богом: то ли положительное, то ли отрицательное. 
6.        Невозможно сделать никакого заключения по поводу того, что в природе человека, какая его составная часть делает его способным к такому взаимоотношению с Богом. Ни Барт, ни Брунер никогда не задавали вопроса, что необходимо должно быть в природе человека, чтобы присутствовал образ Божий. Даже формальный образ у Брунера не является структурным. 

3.3. Функциональный взгляд
У этого взгляда такая же продолжительная история, как и у субстантивного, и с недавнего времени он стал довольно популярным. Согласно этому взгляду образ заключается в том, что человек делает; это функция, которую человек осуществляет, и чаще всего здесь упоминаетсягосподство человека над низшим творением. В Быт.1.26 после слов: "Сотворим человека по образу и подобию Нашему" следует выражение: "...и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, (и над зверями) и над скотом и над всею землею..." Связь между этими выражениями обнаруживается также в стихах 27-28, где идет речь о самом факте творения, и о заповеди человеку осуществлять господство. Некоторые богословы на основании этих стихов приходят к выводу, что осуществление господства следует рассматривать как содержание образа Божьего.
Поскольку Бог является Господом всего творения, то человек отображает образ Божий, осуществляя господство над остальным творением. Образ Божий в таком случае является образом Бога как Господа. 
Еще одним отрывком из Писания, где можно увидеть связь между образом Божьим и осуществлением господства, является Пс.8.6-7: "Не много ты умалил его перед Ангелами; славою и честью увенчал его: поставил его владыкою над делами рук Твоих, все положил под ноги его".Эти стихи связывают с Быт.1 и делают соответствующие выводы. Сигманд Мовинкел считает, что, согласно Пс.8, богоподобие человека заключается в суверенности и могуществе человека над миром, а также славе и почете. 
Нариан Снайт приходит к выводу, что многие ортодоксальные богословы вырвали выражение "образ Божий" из контекста и наполнили его содержанием, каким им только захотелось. Они склонны скорее следовать за Платоном, чем за Библией, в результате, размышляют о Боге скорее в терминах человеческого образа, чем наоборот. Снайт утверждает: "Выражаясь библейским языком, фраза "образ Божий" не имеет ничего общего с моралью или какими бы то ни было идеалами, он связан только с господством человека над миром. Она ничего нам не говорит о природе Бога, но только о функции человека". Наверное, наиболее обширную интерпретацию образа Божьего как осуществления господства в последнее время сделал Леонард Вердикс. 

3.4. Оценка взглядов
Наиболее нетрадиционным из рассмотренных взглядов является релятивный взгляд. Он базируется на той истине, что человек и только человек среди всех другихтворений знает Бога и сознательно с Ним связан. Очевидно, что человек был создан не для того, чтобы быть произведением искусства или статуей, которая отображала бы Божье творчество. Человек был создан, чтобы выполнить особое намерение Божье. Заметно, как в Ветхом, так и в Новом Завете, что основным в воле Божьей относительно человека являются взаимоотношения Бога и человека. Но все же релятивный взгляд влечет за собой ряд проблем. Одна из них - это универсальность образа Божьего в человеке. В каком смысле можно сказать о тех, кто живет в безразличии к Богу или открыто враждебно настроен против Него, что они являются образом Божьим?Брунер пытался ответить на этот вопрос, утверждая, что всегда существует связь с Богом, поскольку человек всегда "перед Богом". Но за этим высказыванием кроется не много смысла, а его разделение на формальный и материальный элементы образа не имеет достаточного библейского основания, выглядит скорее надуманным, чем обоснованным.
В целом, можно прийти к заключению, что релятивный подход приводит к позиции, когда человек воспринимается как уникальное творение только формально, но не субстантивно. Таким образом, релятивную теорию можно скорее назвать смелой и оригинальной, чем истинной. 
Функциональный взгляд, как и релятивный, отталкивается от конкретного библейского элемента. Сторонники этого взгляда делают упор на том, что после сотворения человека Бог дает ему повеление господствовать. Связь между этими событиями очевидна, но у этого взгляда также есть свои проблемы. Первая из них связана с отождествлением Пс.8 с Быт.1. Ни слово "образ", ни "подобие" не упоминаются в Пс.8. Если этот псалом действительно связан с Быт.1, то как можно убедиться в том, что в нем идет речь о проявлении образа Божьего?Кроме того, в Быт.1 нет ясного уравнения образа Божьего с осуществлением господства. Напротив, есть некоторые указания на то, что это различные вещи. Сначала Бог приходит к решению сотворить человека по Своему образу, а уже потом дает ему заповедь господствовать. Очевидно, что представители функционального взгляда отождествили следствие образа Божьего в человеке с самим образом. 
Субстантивный взгляд также неоднозначен и необходимо очень осторожно к нему подходить. Библейский текст и в самом деле не определяет, какие качества человека можно считать проявлением образа Божьего. Критика субстантивного взгляда, которая указывает, что представители этого взгляда в попытке определить содержание образа выдвигают небиблейские теории, часто справедлива. Более того, субстантивный взгляд часто ограничивается одним аспектом природы человека, а именно, умственными притязаниями человека. Это подразумевает, что образ Божий варьирует в зависимости от разных людей. Более образованный человек, в таком случае, более наделен образом Божьим, чем необразованный. Возникает также проблема в определении образа Божьего в человеке, когда он впадает в грех. Непохоже на то, чтобы грех влиял на умственные способности в целом. Более того, многие неверующие более умственно развиты, чем некоторые верующие. Но, тем не менее, субстантивный взгляд остается единственно возможным после того, как мы убедились в несостоятельности релятивного и функционального. Большое разнообразие мнений даже в пределах субстантивного взгляда свидетельствует о том, что в Писании нет конкретных утверждений по поводу содержания образа Божьего в человеке. Но все же Библия содержит в себе некоторые указания на этот счет. 
Основные взгляды на образ/подобие Божье в человеке: 
       





































4. ОБРАЗ БОЖИЙ - ОСНОВА ПОНИМАНИЯ ЧЕЛОВЕКА

"И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божьему сотворил его; мужчину и женщину сотворил их" (Быт.1.27). Сотворив человека, Бог вложил в него Свой образ. Чтобы выяснить в чем же заключается образ Божий в человеке, нужно выяснить сначала, в чем заключается образ Самого Бога, каким Его нам представляет Писание во всей полноте. Нельзя отрывать какие-либо отдельные качества Бога от Его образа, ведь в таком случае это будет уже не образ, а только какая-то отдельная сторона образа Божьего. Практически все Божьи атрибуты нашли свое отражение в природе человека. Атрибуты Бога, которые нам представляет Писание, можно разделить на две категории: абсолютные, или природные атрибуты, и нравственные атрибуты. Если рассмотреть все эти атрибуты Бога, тот можно найти отголоски этих качеств в природе человека.
Абсолютные атрибуты Божьи отразились в природе человека не в абсолютном, а в ограниченном виде. Прежде всего, Бог - это дух. Это самый глубинный аспект в образе Бога. Человек, поскольку он произошел от Бога, наделен также духовной природой. Так как духовная природа является самым глубоким фактором в образе Божьем, она служит основой всех последующих качеств образа Бога, отраженных в человеке. Само наличие духовной природы человека, особенно ее высшей сферы - духа, является отражением образа Божьего [14, с.32-33].
Библия представляет Бога неограниченным (3Цар.8.27), вездесущим (Пс.138.7-12). Духовный мир человека, его мышление также не ограничены каким-то определенным пространством. Человек в этом отношении не вездесущ, но своей мыслью он в мгновение ока может переноситься в самые отдаленные концы земли и за ее пределы. Бог неограничен не только в пространстве, но и во времени - Он вечен (Ис.57.15). Душа человека, хотя имеет свое начало, но она бессмертна, так что этот атрибут образа Бога также присутствует в человеке. Бог всемогущ (Иер.32.17,27). О человеке этого нельзя сказать в абсолютной степени, но Бог наделил его могуществом: человек - хозяин природы, он владеет большим потенциалом, покоряет себе стихии. Бог обладает премудростью, всеведением (Деян.15.18; Ис.48.35). Разум человека несет на себе печать этого свойства Бога, хотя и в относительной мере.
В целом можно сказать, что абсолютные атрибуты Божьи, отразившиеся в природе человека, не претерпели в целом искажения в результате грехопадения, но присутствуют в человеке в редуцированном виде.
В отношении нравственных атрибутов Бог представлен в Библии как святой (Отк.4.8), любящий (1Ин.1.8.16), сострадательный и милосердный (Плач.3.22-23), праведный и справедливый (Пс.88.14), верный (Вт.7.9). Бог также обладает эмоциями: Он может проявлять гнев и ненависть (Вт.32.22; Пс.5.5,6). Моральные атрибуты Бога, после грехопадения, присутствуют в природе человека в извращенном виде. И все же, несмотря на извращенность и испорченность, каждый человек обладает моральной природой. Каждый человек, даже крайне испорченный, чувствует в глубине души свое несовершенство и стремление к тому нравственному идеалу, отпечаток которого он носит в своей природе. Вне всякого сомнения, в человеческом представлении все качества, характеризующие нравственную природу Бога, воспринимаются как положительные, хотя часто и отвергаются какнедостижимые в условиях земной жизни или невыгодные. 
Из Писания можно сделать вывод, что человек обладал нравственным подобием Богу. Как пишет Г.К. Тиссен, "Если в возрождении человек облекается в нового человека, созданного по Богу, "в праведности и святости и истине" (Еф.4.24) - то несомненно, правильно будет считать, что первоначально человек обладал и праведностью и святостью". Контекст Быт.1 и 2 свидетельствует об этом. Только на этой почве возможно человеку вступить в связь с Богом, Который не может взирать на грех и порок (Авв.1.13) [90, с.174]. 
Несмотря на испорченность, все же каждый человек благодаря моральной природе понимает в общем, что такое добро и зло. Все моральные законы, этические идеалы и системы основаны на отображении в человеке нравственной природы Бога. Нравственные атрибуты Бога - это те качества, которыми должен обладать человек, которых требует от него Бог. Человек должен ими обладать в полной мере, не в редуцированном виде, как это обстоит в случае с абсолютными атрибутами. Но в результате грехопадения, все эти качества хотя и присутствуют в сознании, но они извращаются в жизни. Человек, обладая греховной природой, не в состоянии проявлять эти качества в полной мере. Чаще он только чувствует в себе потребность в соответствии таким высоким идеалам, но оказывается не в состоянии их достичь. Только с помощью Божьей он может приблизиться к тому образу, каким он должен быть, какому он должен соответствовать.
Человек также отображает эмоциональную природу Божью. Он способен чувствовать, обладает как отрицательными, так и положительными чувствами. Положительные чувства, высочайшим проявлением которых является праведная любовь, базируются на основе праведной святой природы. Отрицательные чувства также базируются на той же природе, но являются отрицательной реакцией на грех и на последствия греха. Конечно, и в эмоциональной сфере образа Божьего в человеке в результате грехопадения произошла путаница и извращение, но все же эта сторона образа Божьего присутствует во всех людях в определенном состоянии. 
Человек также является образом Божьим в том смысле, что он обладает волей. Воля человека принципиально отличается от всей физической причинности, известной человеку. Ее невозможно объяснить физическими законами, законами сохранения энергии. Она исходит от Самого Бога, обладающего волей. 
Человек создан свободным существом, и в этом также заключается образ Божий. После того как была дана первая заповедь человеку, перед ним встал выбор и ответственность за сделанный выбор. Человек не является существом, все поступки которого зависят от внешних сил. Конечно, свобода человека ограничена, как ограничено в нем и отображение абсолютных атрибутов Бога, особенно после грехопадения. Но все же человек определяет свои поступки и несет за свои решения ответственность: он - существо свободное. Его действия, в конечном счете, определяются им самим. Способность делать выбор между добром и злом не является наиболее важным аспектом свободы человека. Это только одна ее фаза. Ибо если бы человек находился в полной святости без искушения грехом, он все же был бы свободным.
Важным свойством Бога является триединство. Другими словами, Бог обладает социальной природой и наделил подобной природой человека. Поэтому человек нуждается в общении. Прежде всего человек приобрел это общение с Самим Богом (Быт.3.8). Человеческая любовь и социальные интересы вытекают из этого элемента в природе человека [90, с.175]. Человек нуждается в общении не только с Богом, но и с другими людьми. Человек действительно в силу своей духовной природы (общей с Богом), в силу своего происхождения (от Бога) и в силу своей социальной природы, нуждается в общении с Богом. До тех пор, пока эта потребность самой природы человека не восполнена, человек чувствует себя ущербным, неполноценным, неудовлетворенным. Не случайно люди, не знающие истинного Бога, пытаются заменить общение с Богом оккультизмом, спиритизмом, экстрасенсорикой и т. п. Но все это никогда не может заполнить ту пустоту в человеческой душе, которая образовалась после грехопадения, после того, как человек потерял возможность непосредственного общения с Богом. 
Описание образа Божьего в человеке было бы неполным, если бы мы упустили из внимания реализацию этого образа, которая проявляется в стремлении человека к творчеству. История человеческой культуры является ярким свидетельством того, что эта особенность человеческой природы далеко не второстепенна. Н. Бердяев считал творчество главной отличительной чертой человека, "позволяющей ему прорываться через этот мир к миру иному".С первых страниц Писания Бог предстает перед нами как Творец (Быт.1.2). Поэтому человек, созданный "по образу и подобию Божьему", также является творческой личностью. Неудивительно, что для христианина творчество приобретает особое значение, в творчестве он как бы продолжает божественное созидание. Процесс творчества, как и вся духовная природа человека, открыт неограниченному совершенствованию.
Божественная природа в человеке также проявляется, как это было уже отмечено, в господстве человека над природным миром. Хотя эта роль человека в мироздании не является самим содержанием образа Божьего, но имеет к нему самое непосредственное отношение. Не случайно повеление владычествовать следует сразу же после сотворения "по образу и подобию" (Быт.1.28). Именно благодаря тому, что человек является отображением Самого Бога, он может занимать такое особое положение в мироздании.
Все элементы отражения Своего образа в человеке Бог использует для того, чтобы вернуть его в надлежащее состояние, потерянное в результате грехопадения. Он использует интеллектуальные аргументы, обращаясь к уму человека, воздействует на его чувства, используя эмоциональную его природу, оказывает духовное влияние на его дух. Но особенно Господь использует нравственную природу человека, несмотря на ее испорченность, природу, в которой содержится представление о нравственном идеале и стремление достичь его. 

5. ОБРАЗ БОЖИЙ В ЧЕЛОВЕКЕ ДО ГРЕХОПАДЕНИЯ

Сотворив человека и все необходимое для его жизни, Бог дал высокую оценку делу рук Своих: "И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма" (Быт.1.31). Из этих слов Творца можно сделать вывод, что человек был совершенным. О совершенстве первого человека также свидетельствует тот факт, что все, содеянное Богом, совершенно (Вт.32.4). Совершенство человека становится очевидным и несомненным, если мы осознаем, что Сам Бог является совершенным и не терпит греха (Авв.1.12,13). И в то же время, Бог часто посещал человека, общался с ним. Когда же человек согрешил, Господь больше не мог разделять с ним общение.
Совершенство предполагает, что в природе первого человека не было тех внутренних противоречий, которые раздирают современного человека. Он был свят в пассивном значении этого слова. Он был невинным: не свершал ни зла, ни греха до момента грехопадения. Можно предположить, что у него не было возможности улучшить свои нравственные качества, и все же нет оснований утверждать, что он не понимал различия между добром и злом. Он просто не пережил еще зла на собственном опыте. То, что требовалось от человека с нравственной точки зрения, и мера его повиновения Богу в значительной степени зависели от совершенства его природы. Если бы он был, как утверждают некоторые богословы, совершенно невежественным в нравственном отношении, то его ответственность за непослушание была бы настолько незначительной, что то осуждение, которое было вызвано грехопадением, было бы бессмысленным. Сам факт глубоких последствий грехопадения указывает на высокий уровень и зрелость первого человека и ответственность его за свои поступки [32, с.203]. Поэтому нет смысла умалять его способности, хотя нет оснований и для того, чтобы приписывать ему какие-то особые свойства (такие, как телепатия, особые познания), которые отсутствуют у современного человека. По всей видимости, первый человек ничем не отличался от современного человека, за исключением нравственной стороны его природы. Отражение в его природе абсолютных атрибутов Божьих было таким же, как и у нас. Он, видимо, ничем не отличался от нас по своим интеллектуальным способностям; обладал такой же неограниченностью духа, был вечным (если не затрагивать вопрос смертности тела), могущественным. Он обладал такой же социальной природой, потребностью к творчеству, осуществлял господство. 
Огромное различие между человеком до и после грехопадения прослеживается в нравственной сфере. Как уже было замечено, Адам обладал пассивной святостью и праведностью. Некоторые атрибуты нравственной природы Бога, отраженные в его природе, находились только в зачаточном состоянии, поскольку не могли проявляться в идеальных условиях рая - это сострадание и милосердие. Что же касается любви и верности, которые также нашли свое отражение в природе человека, то они могли находить свое полноценное проявление в условиях их жизни. 
Исходя из первоначального совершенства первого человека, можно сделать вывод, что все компоненты его природы, все его качества и особенности находились в полной гармонии. Даже соединение мертвой материи с дыханием Божьим (Быт.2.7) не было противоречивым. Только существование зла вне человека и наличие у него свободного выбора сделало возможным внесение беспорядка в его природу со всеми вытекающими из этого последствиями. 
Нам очень мало известно о жизни человека до грехопадения, и даже неизвестно, сколько времени продолжался этот период. Ясно то, что в этот период отношения между Богом и человеком еще не были омрачены грехом. Тот образ жизни, который проводил Адам, может быть образцом для всех людей, живущих на земле. Этот идеал можно выразить словами: он исполнял волю Божью. Это вовсе не значит, что неповрежденные взаимоотношения с Богом предполагали ежедневные инструкции и указания со стороны Бога. В то время еще не было того противодействия, вызванного грехом, которое создает антагонизм воли человеческой и воли Божьей. Человек находился в согласии со Своим Творцом, что служило основой его внутренней гармонии и гармонии с окружающим миром. Воля Божья была представлена, в основном, в положительном контексте. Она призывала к действиям, для выполнения которых были все возможности. Это возделывание и хранение Едемского сада (Быт.2.15), осуществление господства над природным миром, размножение (Быт.1.28). 
И все же было одно отрицательное указание со стороны Бога: не есть плодов от дерева познания добра и зла (Быт.2.17). Нарушение этой негативно сформулированной заповеди и послужило основой грехопадения, повлиявшего на всю дальнейшую судьбу человечества. 

далее


Hosted by uCoz